Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Этапы

Решаемые задачи

Субъекты

Место

Периодичность

и  время

Индивидуальная  психодиагностика

1. Профессионально-психо-логический отбор

Определение уровня профессиональной пригодности человека к прохождению военной службы по определенной специальности и обучению в ВУЗе

Группа ППО призывной комиссии

Воен-ный комис-сариат

При поступлении на военную службу и ВУЗ

2. Первичное изучение

Получение первичной информации о личности военнослужащего (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала)

Выявление лиц с низким уровнем НПУ

- Должностные лица

- Психолог

Пункт приема молодо-го пополне-ния

По прибытии военнослужаще-го в в/часть в течение первого месяца

3. Углубленное изучение

Целостное изучение личности в/с и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний

- Психолог

- Медицинский работник

Кабинет для психологич. консуль-тирова-ния

При самостоятельном обращении в/с к психологу

При выявлении у в/с НПН

При направлении в/с должностными лицами к психологу в/ч

4. Последующее изучение

Определение уровня психол. готовности в/с к учебно-боевой и служебной деятельности

Подбор кандидатов на должности младших командиров

Оценка динамики профессионализма и соответствия в/с требованиям профессии и специальности

- Командиры

- Офицеры органов воспитательной работы

- Психолог

В подразделе-нии,

на занятиях,  в карауле

В процессе повседневной жизнедеятель-ности в течение всего периода службы

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

- анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

- классификацию и описание военных профессий и специальностей;

- научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;

- составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения. В частности, существующая в настоящее время и используемая органами профотбора классификация, включающая семь классов воинских специальностей, основана на выделении их по критерию сходства требований к индивидуально-психологическим особенностям военнослужащего. По степени преобладания в деятельности определенного компонента: сенсорно-перцептивного, гностического, или интеллектуального, моторного, личностного - в этой классификации представлены воинские специальности:

- организаторские (командные воинские должности);

- сенсорно-гностические (операторские воинские должности);

- сенсомоторные (водительские);

- сенсорные (воинские должности связи и наблюдения);

- моторно-волевые (воинские должности специального назначения - специальности ВДВ, разведподразделений и т.п.);

- технологические (технологические воинские должности: монтажник, дизелист, электромеханик и т.п.);

- моторные (прочие воинские должности: помощник гранатометчика, заряжающий, замковой и т.п.).

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.

Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2