Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Секреты психологической войны: Общая характеристика психологической войны - Восточная модель органов психологической войны

Восточная модель органов психологической войны

Восточная модель органов психологической войны полностью или частично реализована в России, КНР, Вьетнаме, Индии, Ираке, Сирии и Северной Корее. Ее отличие от западной модели состоит в том, что в вооруженных силах этих государств подразделения психологической войны в основном являются специальным штатным и практически неизменным аппаратом штабов (Россия, Индия, Ирак) или политических органов всех степеней (Вьетнам, КНР, Северная Корея, Сирия).

В настоящее время органы психологической войны восточных государств носят наименования аппарата "психологического обеспечения" в России (в советское время до 1992 г. — "специальной пропаганды"), "психологических операций" в Индии, "политической работы среди войск и населения противника" в КНР, Вьетнаме, Северной Корее, "политической пропаганды среди войск и населения противника" в Сирии (в Сирии, правда, не существует политорганов, их заменяют органы "моральной ориентации").

В мирное время эти органы изучают военно-политическую и социально-психологическую обстановку в различных регионах стран, интересующих руководство, и в приграничных государствах, информируют свои войска, работают с общественностью и прессой, готовят информационно-справочные и агитационно-пропагандистские материалы, планируют стратегические психологические операции. Специальные агитационные отряды и группы специалистов могут участвовать в миротворческих операциях.

Организационно-штатными единицами для проведения психологических операций в вооруженных силах восточных государств являются отделы (отделения, управления), входящие в состав штабов или политорганов, агитационные отряды и специальные редакции для подготовки информационно-пропагандистских материалов.

Отделы (отделения, управления) психологических операций в вооруженных силах восточных государств, по свидетельству английского журнала "Foreign Review", имеются во всех общевойсковых объединениях, начиная с корпуса, и предназначены для планирования психологических операций и руководства ими. Численность отделов зависит от того, организационно-штатной единицей какого общевойскового объединения они являются: в корпусе отделение насчитывает 2-4 офицера, в армии (военном округе) отдел насчитывает б-10 офицеров, в штабе вооруженных сил управление может включать 40-70 офицеров.

Агитационные отряды, как отмечала израильская газета "Еди Ахранот", предназначены в основном для ведения звуко— и радиовещания. Они имеют на вооружении от 10 до 20 звуковещательных станций, установленных на различных средствах передвижения, главным образом, на автомобилях и бронетранспортерах, подвижные студийные комплексы и пункты перехвата, станции магнитной записи и звукоусиления. Звуковещательные станции агитационных отрядов могут использоваться централизованно (массированно) для психологического воздействия широким фронтом либо их придают отдельным воинским частям для локального воздействия. Подвижные студийные комплексы, пункты перехвата, станции магнитной записи и звукоусиления служат для приема и записи информации, используемой в интересах звуковещания.

Редакции по подготовке информационно-пропагандистских материалов обычно являются штатными единицами округов и штабов видов вооруженных сил в мирное время, общевойсковых армий в военное время. Они имеют в своем составе:

· подразделения, занимающиеся сбором и обобщением информации о противнике, военно-политической обстановке на ТВД;

· подразделения, отвечающие за разработку и тиражирование информационно-пропагандистских материалов;

· подразделения, имеющие на вооружении подвижные тяжелые и средние автомобильные типографии и полиграфические комплексы.

Издание печатной продукции может осуществляться также на войсковой полиграфической базе (в типографиях дивизионных и армейских газет) и в государственных стационарных типографиях.

Для ведения радиопропаганды, помимо войсковых KB и УКВ радиостанций с дальностью вещания до 50 км (в звене полк-дивизия-армия), могут также использоваться гражданские широковещательные станции.

В качестве средств распространения информационно-пропагандистских материалов применяются вертолеты и самолеты, воздушные шары, артиллерийские агитационные снаряды к гаубицам и артиллерийским орудиям, агитационные мины, авиационные бомбы, аэростаты, находящиеся на вооружении артиллерийских и авиационных частей.

Численность личного состава органов психологической войны восточных государств колеблется в разных пределах. В России в настоящее время они находятся в стадии реорганизации после развала СССР и поэтому, по мнению зарубежной печати, не поддаются точному учету. В КНР, по сведениям зарубежных источников, она составляет 1,5 тыс. человек, а в Сирии — около одной тысячи человек.

You are here: Главная Литература Военная психология Секреты психологической войны: Общая характеристика психологической войны