Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для того, чтобы обрести способность к военно-психологическому познанию, далеко не достаточно испытывать к нему интерес. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. «Мир психологии» формировался в течение тысячелетий и поэтому процесс его становления носит далеко не случайный, не аномальный, а закономерный характер, основанный на факторах развития всей совокупности сфер жизнедеятельности человеческой цивилизации. Этот мир имеет довольно сложный для обыденного восприятия язык, свою систему законов, принципов, категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей, выдвинутых мыслителями различных времен и народов. В полной мере это касается эволюции военно-психологического знания прошлого и современности, ибо, как подчеркивают ученые-историки, «абсолютно мирных дней» в жизни нашей цивилизации, к сожалению, практически не было.

Чтобы ориентироваться в этом бурном и поистине неисчерпаемом потоке военно-психологической мысли, необходимо средство, которое помогло бы ознакомиться с ее теориями, концепциями и идеями, выделить в них наиболее ценное для теоретической и практической деятельности военного исследователя. Одним из таких средств может стать методологический анализ военно-психологических исследований.

Методология и теория военно-психологических исследований: сущность и содержание

Объективные потребности развития современных российских Вооруженных Сил выдвигают перед военными психологами конкретные задачи, решение которых требует высокой компетенции в достаточно специализированной области знаний. В этой связи, как показывают проведенные исследования, у многих представителей военной психологической науки и практики появляются иллюзорные представления о так называемой исключительной «конкретности» военно-психологического знания и необходимости игнорирования его «общих»: теоретических, методологических, исторических и т.п. – «абстрактных и ничего не дающих армейской практике» основ.

Однако, на практике пренебрежение методологической стороной военно-психологических изысканий, как правило, приводит к целому ряду ошибок, среди которых наиболее существенными и типичными являются:

иллюзия, что скрупулезная точность методов современной военной психологии (например, математической обработки полученных данных при помощи ЭВМ) может компенсировать вероятностный характер ее выводов, положений и рекомендаций;

подгонка военными психологами постановки задач под привычные и общепринятые приемы и способы их решения в рамках господствующей исследовательской парадигмы взамен поиска методов (как «новых», так «старых»), соответствующих исходной содержательной научной цели;

отсутствие убедительных аргументов в пользу правильности интерпретации полученного результата в исходных – провозглашенных на начальном этапе исследования понятиях и категориях, что на практике проявляется порой в неосознаваемой подмене одной исследовательской задачи другой, часто не относящейся к предмету научного поиска.

В качестве одной из причин проявления указанных ошибок можно рассматривать отсутствие понимания некоторыми военными психологами функционального и содержательного различия методологического и теоретического уровней анализа военно-психологических исследований. Данный аспект приобретает особую значимость в связи с наличием у значительной части военных исследователей стереотипов об их идентичности, что приводит к методологическому упрощению многих исследовательских проблем. Не вдаваясь в глубокие рассуждения по данному вопросу, выделим лишь несколько позиций, разрешающих существующее противоречие.

Закономерностью для всех областей человеческой деятельности является возрастание значимости ее самосознания. Чем более развито это самосознание, тем эффективнее возможности достичь необходимых результатов. Более того, последствия научной деятельности зависят не только от моральных и интеллектуальных качеств людей, их знаний и умений, но и от научной рефлексиизнаний о научном знании, которые вырабатывает методология науки или исследовательской практики.

Именно методология представляет собой знание «организма» преобразующей или познавательной деятельности, который в лучшем случае нужно периодически оптимизировать, в худшем – лечить, что возможно, лишь обладая знаниями о нем, поэтому методология отвечает на вопросы: как, каким образом и какими средствами происходят преобразование и познание объективной и субъективной реальностей? Таким образом проблематика методологии военно-психологических исследований включает:

анализ научно-мировоззренческих и теоретических основ проводимых психологических изысканий, принципов и подходов к их организации;

определение принадлежности субъектов исследований к школам, парадигмам или направлениям психологии, в том числе ее военной отрасли;

изучение проблематики военно-психологических поисков, динамики изменения их содержания по различным основаниям (объекту, предмету, задачам, методу и т.д.);

выделение специфических свойств и форм военно-психологических исследований, их дифференциация, идентификация и классификация;

анализ эффективности применения и соотношения используемых методов, приемов, способов военно-психологического познания, тенденций их эволюции, включающих формализацию, математизацию, компьютеризацию, гуманизацию и т.д.;

изучение когнитивной подсистемы военно-психологических исследований – огромного арсенала используемых аналитических и эмпирических познавательных средств, определение их научной ценности и результативности;

отражение особенностей и тенденций развития военно-психологических исследований в различные периоды их проведения в конкретных регионах страны и видах Вооруженных Сил;

определение специфических объективных и субъективных условий и факторов организации военно-психологических изысканий, оказавших влияние на их содержание, динамику и результаты;

формулировку закономерностей и прогнозов развития военно-психологических исследований, оптимальных направлений их эволюции и т.д.

Таким образом, объектом методологии военно-психологических исследований должно выступать научное знание, полученное в результате их проведения, а предметом – закономерности, тенденции и динамичные процессы достижения научных результатов.

В отличие от методологии, представляющей знание о знании, теория есть само рефлексируемое (методологией) знание. В широком смысле теория представляется комплексом взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо конкретного явления или процесса – факта. В узком смысле теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – ее объекта (например, психики, сознания, поведения, мышления, памяти, стресса, конфликта и т.д.).

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований