Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука (тип научной рациональности) начинает складываться в последнюю треть ХХ века и с нарастающей силой реализуется в большинстве социально-гуманитарных, в т.ч. психологических исследованиях. Интегрируя существующие подходы, выделим наиболее значимые работы черты постнеклассической науки: распространение междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм исследовательской деятельности, комплексных исследовательских программ, синтез фундаментальных и прикладных психологических исследований; интенсификация процессов интеграции и дифференциации в построении картины психологического познания, стремление к отражению психической реальности, в центре которого находится человек, проблемы ценностей и смысла его бытия; включение ценностных факторов в состав объясняющих положений психологического исследования, утверждение принципа исторической реконструкции в психологических исследованиях различных уровней и областей; повышение значения для развития военной психологии социально-экономических, духовных, политических и других факторов и целей, представление психологической науки как части жизни общества, детерминируемой общим состоянием культуры.

Критерии социально-гуманитарного познания, соответствующие постнеклассической науке, также многочисленны и разнообразны. Кратко их суть обобщенно выражается следующими отличительными признаками:

а) полионтологичность;

б) актуализация интроспективных подходов к изучению человека, его прошлого и настоящего;

в) признание в качестве приоритетной ценности познания развития и саморазвития человека.

В военно-психологических исследованиях постнеклассический тип научного познания начинает успешно реализовываться в целом ряде диссертаций, коллективных трудов и монографий. Их объективной основой явились социокультурные процессы 80-90 годов нашего столетия, охватившие все сферы жизнедеятельности человеческого общества, включая психологические изыскания. Особое значение здесь начинают приобретать психологические проблемы «цены победы» в войнах и конфликтах прошлого и настоящего, психологических последствий ведения боевых действий, различного рода реформ и реорганизаций Вооруженных Сил.

После эпохи, когда военные действия рассматривались только в качестве военно-силовых противостояний, причем в первую очередь в физическом смысле, становится все более очевидным, что оценка любой военной акции в гораздо большей степени, чем прежде, есть сочетание различных, в т.ч. психологических подходов. Происходит дальнейшая дифференциация психологической картины прошлых войн и конфликтов, процессов военного строительства в различных странах и эпохах. Создаются предпосылки для изменения типологии и переоценки источниковой базы военной психологии. Актуализируются гуманитарные аспекты их оценки.

В этой связи аналитическая деятельность по изучению военно-психологических публикаций все в большей степени рассматривается через призму объектов и систем, которые непосредственно связаны с человеком. Историографические исследования уже не могут строиться самодовлеющим и эгоцентрическим образом. Иными словами, военно-историографические исследования по проблемам военной психологии должны приобретать выраженную «человекоразмерность». Отсюда возрастают требования к их теоретико-методологическому уровню. Можно с уверенностью полагать, что в настоящее время под влиянием общекультурных и общенаучных факторов мы являемся свидетелями формирования новых тенденций видения прошлого и настоящего военной психологии.

Вместе с тем, подытоживая краткий обзор познавательных парадигм в анализе и оценке военно-психологических изысканий, отметим, что охарактеризованную в общих чертах смену одного образа науки другим не нужно понимать «механически» – упрощенно в том смысле, что каждый новый этап в развитии науки приводит к исчезновению норм, критериев и идеалов предыдущего этапа, т.е. «научному нигилизму». В процессе смены «мировоззренческих призм» оценки исследовательских результатов должна быть сохранена их преемственность: ограничение «старого» должно сосуществовать с «новым» – плодотворно использоваться в конкретных исследовательских ситуациях и областях военно-психологического знания.

Подведем некоторые итоги характеристики методологических аспектов историографического анализа военно-психологических исследований.

Направления анализа и оценки источниковой базы военно-психологических исследований основываются на динамике их следующих содержательных компонентов: понимания психической реальности и сознания человека, психологических особенностей его деятельности в рамках военной системы; влияния на процесс военно-психологического исследования средств познавательной деятельности; определения роли ценностных факторов военно-психологического познания, в том числе субъективно-личностных ценностей исследователя; интерпретации роли и места военно-психологических исследований в военной психологии и в «большой» науке, культуре, обществе.

Актуальным и необходимым объективным итогом процесса развития историографии проблем военно-психологических исследований является ее ориентация на постнеклассический образ науки. Непосредственной основой перехода в историографических исследованиях проблем военной психологии к новым идеалам научности является деидеологизация и гуманизация подходов и оценок, переосмысление ценностных приоритетов в анализе исторических источников – последовательное введение в ее содержание все большего количества параметров, характеризующих социальное, нравственное, т.е. человеческое измерение психологического познания посредством диалектического соотнесения с военно-профессиональными, государственными и общечеловеческими ценностями.

Воздействие постнеклассической науки на динамику образа военно-психологических исследований не является прямым и однозначным. Во-первых, оно осуществляется через ряд социокультурных сфер (государственно-политическую, социальную, идеологическую, нравственную и другие). Во-вторых, проявляется неравномерность смены образов науки в конкретных науковедческих исследованиях, возможность сосуществования в них различных типов научного мышления и их проявлений. В-третьих, воздействие общенаучных процессов на содержание анализа источников военной психологии может искажаться наличием целого ряда редукций.

Данные аспекты предполагают сохранение в оценке процесса развития военно-психологических исследований некоторой методологической автономности – определенных проявлений консерватизма в целях ее ограждения от необоснованных обобщений и подходов, скоропалительных и поспешных исторических выводов и решений. Указанные положения неотвратимо требуют дальнейшего совершенствования общенаучного и теоретико-методологического потенциала современных науковедческих и историографических средств анализа развития военно-психологических исследований.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований