Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Актуальные проблемы военно-психологических исследований

Актуальные проблемы военно-психологических исследований

Зарождение и развитие отечественной военной психологии представляет собой нелинейный, неравномерный процесс, сопровождающийся непрерывными количественными изменениями, качественными скачками, постоянной борьбой консервативных и новаторских тенденций, материалистических и идеалистических подходов. Точно так же, как армия, по оценке М.В. Фрунзе, представляет собой «сколок» государства, военная психология представляет собой «сколок» психологической науки в целом. Она несет в себе все противоречия, отражает тенденции и проблемы развития отечественной и мировой психологии. Наиболее остро естественные противоречия в развитии военной психологии проявляются в методологии, теории, методах и методиках проведения военно-психологических исследований (ВПИ). Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, актуальные методологические проблемы ВПИ.

Проблема эволюции психики

Очень трудно, если вообще возможно, проникнуть в суть военно-психологических явлений (ВПЯ), не понимая основных тенденций в эволюции психики. Эволюция представляет собой постепенное, непрерывное, более или менее длительное изменение психики. Можно выделить три уровня эволюции психики: межвидовой, внутривидовой, онтогенетический. Межвидовой уровень эволюции психики заключается в постепенном изменении психики от простых к более сложным формам по мере развития видов животных от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку. Это эволюция психики как явления жизни на Земле.

Внутривидовой уровень эволюции психики состоит в постепенном изменении психики по мере развития человека или животного как вида. Человек как вид млекопитающих существует примерно 1 млн лет. За данный период его психика изменилась. Такие изменения составляют нашу внутривидовую эволюцию психики.

Третий уровень эволюции психики – ее развитие в онтогенезе, т.е. в процессе жизни человека (животного) от рождения до старости и смерти.

Помимо эволюции психики для понимания ВПЯ важно иметь представление об эволюции конкретных психических процессов, свойств, состояний и образований. Свою эволюцию могут иметь все более или менее длительные конкретные психологические явления: стресс, конфликт, развитие профессионально важных качеств, мотивы, мышление и т.п.

 

Кратко рассмотрим макроэволюцию психики – ее межвидовой уровень. Психика как явление жизни на Земле возникла, по приближенной оценке, примерно 500 млн лет назад. «Начиная с кембрия, т.е. в течение 500 млн лет, – отмечал В.И Вернадский, – мы видим, что от времени до времени, с большими промежутками … идет увеличение сложности и совершенства строения центральной нервной системы, центрального мозга». Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен в основном инстинктами. Затем примерно 50 млн лет назад у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Сознание, свойственное человеку возникло примерно 500 тыс. лет назад. Надсознание (к нему мы относим психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате длительных, специальных, целенаправленных тренировок) возникло примерно 5 тыс. лет назад.

Если представить время макроэволюции психики в виде отрезка длинною в 1 метр, то сознанию будет соответствовать отрезок длиной в 1 миллиметра. Время эволюции сознания в процессе развития жизни на Земле составляет примерно 0,1 % от времени эволюции бессознательного.

tэ.с. = 0,001 tэ.п., где

tэ.с. – время эволюции сознания,

tэ.п. – время эволюцтии психики.

Одним из важных выводов, вытекающих из вышесказанного, является то, что бессознательное и подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это может показаться.

Сознание менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под воздействием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается. В стрессовых ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности человека заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями. Но именно разнообразные стрессовые ситуации характерны для деятельности военнослужащего. В них не бессознательное «обслуживает» сознание, а наоборот, сознание адаптирует, если успевает и может, стереотипы поведения, заложенные в бессознательном, к особенностям конкретной обстановки.

Таким образом, для военного психолога крайне важно стремиться максимально учесть бессознательные и подсознательные элементы психической деятельности военнослужащего при исследовании ВПЯ. Без такого учета дать сколь-нибудь действенные практические рекомендации по регуляции поведения и деятельности человека в стрессовых ситуациях вряд ли возможно.

Кроме понимания основных тенденций в эволюции психики военному психологу необходимо хотя бы в общем представлять сравнительный характер эволюции орудий уничтожения (оружия и боевой техники) средств труда, самого человека и социального взаимодействия.


Военно-психологические исследования в широком смысле должны помочь обществу понять диалектику и основные перспективы взаимосвязи вооруженной борьбы как способа социального взаимодействия людей с использованием орудий уничтожения. Стремительное нарастание противоречия между чрезвычайно «эффективными» орудиями уничтожения и медленно улучшающимся человеком, а также характером социального взаимодействия людей таит в себе угрозу возможной гибели человечества.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований