Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Основные методологические подходы, средства и результаты военно-психологических исследований

Основные методологические подходы, средства и результаты военно-психологических исследований

Определение некоторых исходных позиций в методологическом и теоретическом анализе военно-психологических исследований позволяет обратиться к выявлению существующих в них подходов. Для военного психолога данная проблема является особенно значимой. Ее актуальность определяется, во-первых, потребностями практики. Личный состав современных армейских и флотских подразделений характеризуется огромным многообразием мировоззренческих и жизненных принципов: то, что приемлемо для одного военнослужащего, возможно, категорично отрицается другим. Речь идет о существующих различиях в религиозных, моральных, социальных, политических и т.п. установках и стереотипах воинов, поэтому военный психолог-исследователь должен уметь ориентироваться в таком же многообразии сосуществующих в науке подходов в целях их дальнейшего познания и учета в своей исследовательской практике.

Во-вторых, сами по себе исследования в области военной психологии представляют собой теоретические обобщения и эмпирические показатели, полученные в результате применения целого спектра подходов, порой неосознаваемых исследователем. Тем не менее, для самого исследователя подход был и остается базовым методологическое средством, обеспечивающим выделение и научную идентификацию изучаемого психологического явления, а также определение оптимальных в конкретно-исторических условиях направлений его познания. Иными словами, подход служит «научно-мировоззренческой призмой», через которую идентифицируется, интерпретируется и направляется по определенному пути поток получаемой в процессе психологического познания информации, поступающей исследователю.

Речь идет не о теоретических и общенаучных школах в мировой психологии (структурализме, функционализме, бихевиоризме, психоанализе и т.д.), а о подходах как формах научного мировоззрения, выражающих отношение и исходные позиции исследователя к цели, задачам и содержанию военно-психологического познания.

Учитывая невозможность выделения строгих в научном плане оснований для структурирования и ранжирования разнообразных подходов к психологическим исследованиям (их в психологии в общей сложности более трех десятков), представляется целесообразным перечисление лишь некоторых из них, на наш взгляд, в большей степени интересных военному психологу-исследователю. Это:

«естественно-научный», опирающийся исключительно на теорию и методы (наблюдение и эксперимент) опытного естествознания и нашедший отражение в психофизических, психофизиологических, психобиологических (в том числе эволюционистских) и ряде других концепциях, жестко детерминистских взглядах на психику и сознание человека, его поведение и результаты деятельности;

«гуманитарный», полагающий невозможность описания человека и его свойств лишь в терминах внешних, зачастую «точно» математически измеряемых характеристик и утверждающий наличие в каждой личности самобытного внутреннего мира, возможности ценностного самоопределения и постижения «человеческого в человеке». В военно-психологических исследованиях данный подход реализуется в рамках рефлексивно-гуманистической парадигмы;

«массовидный», связанный с массовизацией европейского общества в начале XX столетия и обусловленный появлением социально-психологических теорий среднего и макро уровней, попыткой описать и объяснить их подходами внутренний мир человека и его индивидуальность;

«религиозный», представленный традициями религий человечества и оформленный в христианские, мусульманские, буддийские и другие психологические концепции;

«персоналистский», трактующий причину развития науки, в том числе психологии и ее отраслей и школ, как результат деятельности, воли и разума ("вспышек гения") отдельных личностей – научных лидеров или руководителей научных коллективов;

«парадигмальный», объясняющий эволюцию человеческого знания сменой парадигм – «общепринятых образцов актуальной научной практики» (Т. Кун), единственно возможных идей в конкретную историческую эпоху. Таковыми парадигмами в эволюции психологии явились различные формы детерминизма (религиозного, механистического, биологического, социального и др.), эмпиризма, ассоцианизма, структурализма и т.д., каждая по своему проявляющая себя в современном военно-психологическом познании;

«социально-тоталитарный», определяемый официальной государственной идеологией, ограничивающий роль творческого и теоретического обоснования проявления в психологии уникально-личностного, нравственно-ценного, смыслового и т.д. Иными словами, при реализации данного подхода научная адекватность отражения психологических проблем и их решения приносятся в жертву идеологическим стереотипам и установкам. «Человек социален,... но не весь, – писал Ф.М. Достоевский. – Сведение человека к социальности есть фактическое отрицание самобытности и нерушимости внутреннего мира личности и ведет к уничтожению ее свободы";

«синергетический", относящийся к любой науке, в том числе психологии, как к части процесса отражения единой открытой динамичной системы – объективной реальности и подчиняющий ее всеобщим эволюционным и организационным законам, а также предполагающий использование единых и универсальных познавательных и описательных средств в проводимых исследователями научных поисках.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований