Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Методологические следствия

Обозначенное многообразие построения психологических воззрений прошлого и современности направляет военного психолога-исследователя на поиск компромисса – необходимость учета существующих подходов в своей научно-практической деятельности. Но данное обобщение, на наш взгляд, значимо в большей степени не само по себе, а своими методологическими следствиями, ориентирующими армейских и флотских психологов на реализацию следующих положений в процессе военно-психологических изысканий и практике:

во-первых, истинность психологических взглядов возможна в контексте конкретных теорий, направлений или школ психологии. Необходимо помнить великий афоризм из «Великого восстановления наук» Ф. Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не авторитета", т.е. всеобщих и вневременных истин в науке, в том числе в военно-психологической, быть не может. Широко известно высказывание в данном аспекте М. Планка: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу»;

во-вторых, психологические категории и понятия, законы и тенденции также никогда не имеют одного предопределенного смысла и обусловлены конкретной теоретической структурой и направленностью психологической школы в военной психологии. Поэтому в военно-психологических исследованиях необходим учет принятого в некоторых областях знания положения о том, что научные факты подтверждают или опровергают потому, что они признаются конкретной теорией или школой и их представителями;

в-третьих, следует дифференцировать гносеологический, онтологический и дидактический статусы исследуемой военно-психологической проблемы. Если онтологический аспект подразумевает исследование психического или сознания как целостных образований с онтологическими характеристиками: первичны или вторичны, свойство мозга – живой материи или проявление абсолютного духа, субстанции или производные и т.д., то гносеологический аспект предполагает их исследование как объектов познания с характеристиками: динамичны – статичны, фиксируемы – нефиксируемы, познаваемы – непознаваемы, обладает структурой или уровнями и т.д. Дидактический аспект позволяет провести изложение и доведение полученных знаний о результатах психологического исследования в формах моделей, взглядов, концепций, теорий, т.е. индивидуальных абстракций как результата субъективного отражения итогов научных поисков;

в-четвертых, для конструктивного решения насущных задач военно-психологических исследований необходим учет конкретных истин в современной военной психологии: они есть инвариантный факт историко-научного опыта как результат научного компромисса группы ученых или исследователей, общепринятый и обязательный для всех приверженцев определенного (зачастую корпоративного) направления военной психологической науки;

в-пятых, данные подходы ориентируют нас на осознание важных аспектов военно-психологических изысканий: а) учета «борьбы за выживание» и факта сосуществования конкретных психологических теорий и школ в военной психологии; б) проблем понимания, объяснения и интерпретации их различных или единых подходов, методов и результатов; в) объективной необходимости и неизбежности научного плюрализма – так называемой «методологической лояльности к теоретическим беспорядкам» – к различным (пусть даже эклектичным) подходам, направлениям и школам психологии;

в-шестых, как следствие, представляется возможным и необходимым утверждение в военно-психологических исследованиях многообразия и вариантности научно-мировоззренческих установок и знания: отрицание абсолютизации конкретных оценок, взглядов, методик в военной психологии, интегрирование в исследовательской практике всех известных подходов и концепций в целях достижения позитивного исследовательского результата, реализации их потенций в военной психологической науке и практике;

в-седьмых, не менее важным для военно-психологического исследования остается положение о необходимости достижения объективности и достоверности применяемых подходов и методов, что может быть достигнуто использованием оригинальных теоретических подходов и операционально-методических средств путем обращения к первоисточникам и авторским текстам, изучения «первичной» информации, а не «посторонних» интерпретирующих (пусть и авторитетных) оценок и комментариев;

в-восьмых, правомерным, на наш взгляд, будет замечание о том, что каждый исследователь имеет право выносить нравственные суждения и производить оценки прошлого и настоящего опыта военно-психологических исследований в терминах прогресса или упадка. Данные понятия субъективны, а не строго научны. Но, тем не менее, каждое поколение военных психологов имеет право, более того, обязано представить объективную информацию и лишь затем дать ей, по возможности, более адекватную реальности оценку. Закономерно, что объективность не может быть полностью оторвана от субъективности, но каждый исследователь в своих суждениях должен четко и конкретно обозначить и указать, где заканчивается область научных фактов, а где начинаются его собственные оценки. В данных контекстах возможно наиболее объективное отношение к военно-психологическим изысканиям прошлого и современности.

Вместе с тем, как и любая сфера человеческого познания, военно-психологические исследования сами по себе обладают качественными характеристиками, к которым на сегодняшний день относят: а) осмысление эмпирических фактов и результатов в системе понятий и категорий военной психологии; б) включение полученных знаний в состав прошлых или вновь формируемых военно-психологических теорий, концепций и взглядов, отражение исследовательских результатов в обозначенных формах научного мировоззрения; г) обобщение изученных психологических фактов на уровне закономерностей или тенденций; д) прогнозирование содержания и направлений развития исследуемых психологических процессов и явлений в целях их всестороннего познания и, при необходимости, оптимального преобразования.

Данные характеристики выступают одновременно научными требованиями и к организации военно-психологического исследования, и к его результатам. Поэтому результатомпродуктом военно-психологических изысканий являются не только знания сами по себе как самоцель. В его состав можно включить целую совокупность научных средств, используемых и совершенствуемых каждым исследователем, а именно:

методы наблюдения и экспериментирования, приборы, установки, методики измерения, сбора, обработки, хранения и передачи психологической информации, применяемые не только в самой военно-психологической науке, но и за ее пределами, и прежде всего в армейской и флотской практике: жизнедеятельности войск, управлении частями и подразделениями и т.д.;

научный стиль рациональности, который ретранслируется из результатов военно-психологических исследований и их практических рекомендаций во все сферы и уровни жизнедеятельности Вооруженных Сил. Систематичность и обоснованность, столь характерные для научной деятельности, являются большой социальной ценностью для армии и флота, которая в различных формах (например, научный, в том числе психологически обоснованный стиль военного руководства и воспитательной работы с военнослужащими) оказывает благотворное воздействие на жизнь личного состава частей и подразделений;

источник нравственных ценностей. Как и любого рода научные изыскания, военно-психологические исследования демонстрирует нам такого рода подход к отражению реальности, в котором честность, объективность и адекватность реальности являются важнейшими принципами профессиональной этики военного психолога.

Каков арсенал средств, при помощи которых развиваются военно-психологические исследования? Ведущим средством психологического познания выступает метод, интегрирующий в себе методологические возможности подходов и приемов, соединенных определенным способом и функционирующих в интересах изучения психологических явлений и процессов. К аналитическим методам психологического познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, обоснование, гипотезы, подтверждения и опровержения, моделирование и др.; к эмпирическим – наблюдение и эксперимент, тесты и опросы, а также методы описательной психологии (герменевтика, интроспекция, самоотчет, эмпатическое слушание и др.).

Анализ практического применения средств военно-психологического познания убедил авторов предложить определенные правила их использования. К таковым необходимо отнести следующие положения:

ни одна задача и ситуация в военно-психологическом исследовании не требует от психолога использования всего объема имеющихся познавательных средств. Надо придерживаться методологического принципа экономии и оптимальности мышления и действия, известного как «бритва Оккама": «Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего". Иначе говоря, не нужно прибегать к познанию каких-либо психологических явлений многими силами и средствами, когда можно обойтись их меньшим количеством;

каждое средство психологического познания необходимо применять по назначению. Конкретные приемы и методики военно-психологического исследования должны быть ориентированы на конкретный объект познания. Рациональный объект должен исследоваться доступными для его исследования средствами, а эмпирически фиксируемый объект – доступными для него способами изучения;

каждая исследовательская задача требует субординации в применении средств психологического познания. Организуя военно-психологическое исследование, необходимо последовательно использовать различные научные методы по общепринятой формуле «от простого к сложному». В выборе и поиске эффективных методик не нужно перескакивать через уровни психологического познания, пропуская и игнорируя промежуточные звенья, которые могут оказаться в проводимом исследовании оптимальными. Игнорирование этого требования приводит к «методологическому хаосу", непредсказуемости результатов и отсутствию системы в организации военно-психологических исследований;

целесообразно применять разноуровневые средства психологического познания как последовательно, так и параллельно. При изучении сложных психологических явлений и процессов надо ориентироваться на комплексное использование эффективных для конкретных условий методов военно-психологических исследований как по «горизонтали", так и по «вертикали";

задачи военно-психологического исследования невозможно решать только «чисто психологическими методами» – необходима совокупность средств из смежных областей знания. Ни для кого уже не является откровением междисциплинарный статус гуманистически ориентированных дисциплин, к каковым относится психологическая наука с ее отраслями, включая военную психологию. Таким образом, междисциплинарный подход в различных уровнях военно-психологических изысканий должен стать научной нормой.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований