Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Методологический редукционизм

Методологический редукционизм утверждает представление о возможности выработки некоторого универсального (в историческом и предметном планах) стандарта научности в военно-психологических исследованиях. Данное представление служит питательной почвой двух главных гипотез, определяющих стратегию методологического редукционизма. Первая: нормативный стандарт научности исследования может быть сформулирован на базе «наиболее развитой» и «совершенной» области познания или даже теории и подхода. Вторая: все прочие области познания подтянутся к выработанному единому стандарту.

В соответствии со стратегией методологического редукционизма многие современные ученые эталон научности в психологических изысканиях усматривают в естествознании, а в самом естествознании чаще всего обращаются к физике. Упомянутый эталон проявляется в четкости и определенности понятий, категорий и законов, методов опытного наблюдения, измерения и обработки эмпирических данных, ориентации на конкретный объект, возможности преобразования и прогнозирования его состояний, исключении субъективных оценок и т.д. Более того, многие единицы измерения психология заимствовала или «взяла напрокат» у естественных наук.

Утвердившаяся из времен И. Ньютона (автора знаменитого афоризма «Гипотез не измышляю») бессубъектность физической науки проникла в психологию. В методологии психологического исследования императив бессубъектности включает, как правило, три составляющие:

а) познание должно быть построено «из объекта», который отграничен от субъекта познания, выступает для него как «другой человек»;

б) процесс познания должен быть построен «объективными» средствами – основан на наблюдении, опыте, эксперименте и применении измерительных – количественных методов;

в) все субъективное должно быть удалено не только из содержания, но и из обоснования результатов познания.

В качестве возражения исключительной абсолютизации такого подхода можно выдвинуть следующие аргументы: во-первых, на каждом этапе исследования «свой вклад» в его содержание вносят индивидуальные особенности исследователя, его приверженность школе, направлению, теории и т.д.; во-вторых, эмпирические факты и показатели не говорят сами за себя; в-третьих, результаты различных методов психологического исследования обретают смысл только в рамках «жизненного опыта". Таким образом, абсолютизация данных «физически ориентированных» требований не только обедняет психологическое познание, но и представляется на сегодняшний день абсурдной и несостоятельной, а «научная психология» строго и безосновательно отграничивает себя от так называемой психологии «здравого смысла", нравственного содержания психологических проблем личностей и различных групп, объективных и субъективных условий их жизнедеятельности.

В итоге вопрос, чем закончится “неравный брак” психологии с физикой или математикой, на сегодняшний день остается открытым. “Но что же это за общество, – писал В.С. Соловьев, – состоящее из бесправных и безличных тварей, из нравственных нулей. Будет ли это во всяком случае общество человеческое? “

Однако надо признать, что ориентация лишь на одну физику ни в истории, ни в современности не является в военно-психологических исследованиях единственной. В мировой практике психологических изысканий известны мощные попытки реализовать стратегию методологического редукционизма и построить соответствующие идеалы на основе выдвижения в качестве образцового, эталонного типа познания не только физики, но и социально-гуманитарных наук. Такая ориентация сегодня находит свое выражение в одноименном направлении психологии, в том числе в отечественных военно-психологических изысканиях и практике.

Системность в организации и проведении военно-психологических исследований можно рассматривать как следствие фундаменталистской парадигмы. С различными формами организации знания мы встречаемся не только в науке. Широко известен пример классификации животных, которая дана в одной из древних китайских энциклопедий. В ней животные подразделяются следующим образом: принадлежащие императору, бальзамированные, прирученные, молочные поросята, сирены, сказочные, бродячие собаки, нарисованные очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, издалека кажущиеся мухами, и др.

В отличие от приведенной классификации научное знание и средства его достижения существуют в виде высокоорганизованных систем. Именно такие системы являются основными формообразованиями в мире науки. Само понятие «система» (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) обозначает целое, составленное из элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, и образует определенную целостность, единство.

В современном научном знании к системным принципам, как правило, относят:

а) целостность (принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов и наоборот; зависимость каждого элемента от места в системе; сохранение устойчивости);

б) структурность (возможность описания системы через ее структуру, т.е. связи и отношения элементов; обусловленность поведения системы свойствами исследуемой структуры, а не отдельных элементов);

в) взаимозависимость системы и среды (проявляет свойства в процессе взаимодействия со средой, является ведущим компонентом взаимодействия);

г) иерархичность и многоуровневость (каждая система представляется как компонент более широкой и в то же время со своими определенно ранжированными уровнями системой).

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований