Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Ситуация как единица анализа военно-психологических явлений

Ситуация как единица анализа военно-психологических явлений

Одной из наиболее сложных и важных методических проблем создания хорошей эмпирической базы ВПИ является проблем выбора единицы анализа ВПЯ. Успешность изучения ВПЯ существенно зависит от того, насколько системно удастся «вычленить» явление в целом или его структурный либо функциональный компонент из жизнедеятельности военнослужащего, воинского коллектива.

В военной психологии при изучении деятельности проблема выбора единицы анализа ВПЯ впервые относительно целостно была поставлена и решена Б.Я. Швединым. Суть его рассуждений кратко сводится к следующему.

Выготский Л.С. неоднократно рассматривал два метода анализа психического – по элементам и по единицам. В качестве единиц анализа Рубинштейн С.Л. и Леонтьев А.Н. предлагали действие, Мясищев В.Н.- отношение, Узнадзе Д.Н. и его школа –установку. В последнее время появились работы, в которых в качестве единиц анализа деятельности предлагаются целостный акт деятельности и структурно-функциональная единица системного анализа.

Единица анализа всегда системна. Выступая как интегральное синтетическое понятие, она именно вследствие этого позволяет описывать (анализировать) деятельность более конкретно (действенно – с определенными последствиями для практики), чем этого можно добиться даже при самом детальном компонентном (одностороннем) анализе.

Критерием правильности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства объекта – его структуру, динамику развития, свойства.

В качестве единицы анализа деятельности Швединым Б.Я. была предложена ситуация. Это наименьшая, неделимая (деление на элементы приводит к исчезновению деятельности как таковой), системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее основные элементы (подсистемы) в целостной непосредственной связи и взаимодействии. Ситуация – целостная часть деятельности, осуществляющая от начала до конца решение задачи в конкретных условиях, то есть за определенное время.

Конфликтная ситуация, выбранная одним из авторов учебного пособия в качестве единицы анализа конфликтного взаимодействия военнослужащих, позволила получить ценные результаты, которых другими способами добиться было бы невозможно.

Мы полагаем, что ситуация может быть успешно использована при исследовании многих военно-психологических явлений. Формирование банка ситуаций позволяет получить статистические данные, которые дают возможность выявить, во-первых, достоверные, во-вторых, типичные закономерности и особенности изучаемых ВПЯ.

Кроме ситуации при разработке программы военно-психологического исследования могут выбираться и другие единицы анализа. Важно, чтобы они целостно представляли рассматриваемое явление, позволяли осуществлять его системный анализ, включали в себя объективные предпосылки и объективные последствия психической активности военнослужащего, давали возможность оценить его личностные характеристики, влияющие на динамику явления.

Отсутствие обоснованных единиц анализа исследуемых военно-психологических явлений одна из типичных причин неудачных ВПИ.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований