Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Проблема понятийных схем системного описания военно-психологических явлений

Проблема понятийных схем системного описания военно-психологических явлений

Сложность военно-психологических явлений с необходимостью требует использования системного подхода в интересах их исследования. На основе системного анализа могут быть разработаны системы понятий, описывающих ВПЯ. Принцип системного подхода предполагает:

рассмотрение изучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множества взаимодействующих элементов;

определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними;

выявление внешних связей системы, выделение из них главных;

определение функций системы и ее роли среди других систем;

обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Анализируя военно-психологические явления, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру ВПЯ, все связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого военно-психологического явления с внешними по отношению к нему явлениями.

Принцип системного подхода ориентирует психолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного военно-психологического явления. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились схожие положительные или отрицательные моменты, то причины прежде всего следует искать не в этих элементах, а в самой системе.

Известно четыре вида системного анализа, которые можно использовать в ВПИ: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный

С учетом вышесказанного можно предложить вариант понятийной схемы системного описания ВПЯ. Она включает следующие одиннадцать групп понятий: сущность ВПЯ; его классификация; структура; функции; генезис; эволюция; динамика; системно-информационное описание ВПЯ; диагностика; управление; исследование ВПЯ В сокращенном варианте понятийная схема описания конфликта может выглядеть следующим образом. Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные социальные противоречия возникают везде и всегда, но только их незначительная часть разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта «шире» этого столкновения: она в противодействии субъектов конфликта в целом.

Таким образом, под конфликтом мы понимаем наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами. Если субъекты конфликта противодействуют, но не испытывают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства) или, наоборот, испытывают, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований