Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Проблема выбора предмета военно-психологического исследования

Проблема выбора предмета военно-психологического исследования

Типичной ошибкой допускаемой военным психологом при выборе ВПИ является то, что сначала нередко определяется тема диссертации, диплома, курсовой работы, а уже на этой основе формулируется проблема исследования. Такой выбор проблемы имеет далеко идущие негативные последствия.

По определению Б.Ф. Ломова, системообразующим фактором деятельности является вектор «мотив-цель». Если военным психологом движет желание, выступающее мотивом деятельности, получить диплом кандидата наук, профессионального психолога или высокую оценку, то целью деятельности становится написание и успешная защита соответствующей квалифицированной работы. Деятельность, разворачивающаяся на основе такого вектора как статус – диссертация похожа на научно-исследовательскую, но часто не является таковой по сути. Если психолог пишет диссертацию, то он выбирает «диссертабельную» тему. «Диссертабельность» оценивается по тому, насколько успешно можно пройти обсуждение темы, а затем текста работы с учетом профессиональных деформаций ученых, составляющих коллектив кафедры, диссертационного совета, оппонентов, оценивающих диссертацию. «Диссертабельная» тема обычно связана с проблемой, уже достаточно разработанной, но не полностью исчерпанной, она не должна открывать нового направления, быть как можно менее противоречивой, не требовать больших затрат труда и т.д.

Настоящие ученые диссертации не пишут. Они определяют жизненные проблемы, которые в данный момент являются важными для Вооруженных Сил и интересными для самих ученых. На основе этих жизненных проблем затем формулируются научные проблемы, которые исследуются. Защита диссертации, диплома является лишь одним из результатов исследования проблемы, не всегда главным. Основными результатами ВПИ выступают новые знания, на основе которых можно успешнее решать важные жизненные проблемы воинской жизнедеятельности, а также развитие личности исследователя в процессе научно-исследовательской работы.

Важнейшим фактором развития личности военного психолога выступает его деятельность, поэтому проведение имитационной исследовательской работы является не таким безобидным занятием, каким она кажется на первый взгляд. Годы, потраченные на решение оторванных от жизни проблем, безусловно, оказывают явное, хотя может быть и не осознаваемое, негативное влияние на самое дорогое, что есть у военного психолога, – его личность. Проблема исследования достаточно объективно характеризует мотивы исследователя. «Назови мне тему твоей диссертации, дипломной работы, и я скажу, кто ты», – так можно перефразировать известное изречение. И это действительно так. Какие рекомендации можно учесть на основе опыта уже проведенных ВПИ?

Во-первых, нужно выбирать не проблему «под диссертацию», а формулировать тему диссертации на основе проблемы. Сначала выбирается, обсуждается, обосновывается проблема исследования, принимается решение, о том что ею стоит заняться. Затем формулируется несколько тем диссертаций, каждая из которых обычно составляет часть проблемы. Далее, путем консультаций с экспертами из нескольких тем выбирается наилучшая.

Во-вторых, выбирается значимая для практики проблема. При исследовании проблемы, важность которой для многих очевидна, легче получить помощь различных должностных лиц. Это, с учетом эмпирической направленности исследования, немаловажно.

В-третьих, выбирается проблема, которую можно с достаточной глубиной изучить при наличии ограниченных сил, средств, времени. Например, по проблеме «Психологическое обеспечение армейской оборонительной операции» можно написать средненькое учебное пособие, но никогда – хорошую диссертацию. Проблем, связанных с психологическим обеспечением операции такого масштаба столько, что для их исследования научному институту необходимы годы работы. Кроме того, в реальности последняя армейская оборонительная операция проводилась в нашей армии более 50 лет назад и в ближайшее время такие операции не предвидятся.

В-четвертых, не всегда в качестве научных могут выступать проблемы, сформулированные в руководящих документах или соответствующие требованиям, предъявляемым к формулировкам в оглавлении учебника.

В-пятых, проблема должна максимально аккумулировать личный опыт службы и жизни конкретного исследователя. Жизненный и служебный опыт во многом словесно не выражается, а из того, что можно в принципе рассказать, многое не рассказывается. Поэтому легче всего понять реальную суть того ВПЯ, которое исследователь ближе всего знает на уровне здравого смысла. Другими словами, психологу, проходящему службу во внутренних войсках, не стоит брать проблему, связанную с психологическими особенностями выполнения задач боевой службы офицерами атомной подлодки. И наоборот, моряку-психологу трудно исследовать проблемы деятельности офицеров внутренних войск.

В-шестых, в проблеме безусловно должны быть учтены личный научный интерес и способности исследователя. Психолог, обладающий хорошими аналитическими способностями, но не организатор, не должен выбирать проблему, исследование которой требует больших организационных усилий. Проблема выбирается «под себя», а нас лучше нас самих никто не знает. Например, психологу, имеющему инженерное, командное или медицинское образование лучше взять проблему, при решении которой могли бы быть использованы полученные им специальные знания.

В-седьмых, проблема должна быть связана с таким военно-психологическим явлением, с которым психолог мог бы свободно непосредственно контактировать. Например, трудно изучить национально-психологические особенности офицерского состава аргентинской армии не имея возможности выехать в Аргентину. Анализируя литературу по данной проблеме, мы скорее изучаем не сами национально-психологические особенности, а мнения авторов об этих особенностях. Это далеко не одно и то же.

В-восьмых, должны существовать методы эмпирического исследования интересующего психолога ВПЯ или он должен быть уверен в том, что сам такие методы может быстро разработать. Например, заманчиво исследовать проблему бессознательной мотивации боевой деятельности офицера, но хороших методов для ее изучения пока нет. Поэтому данная тема может быть разработана через несколько десятилетий, после создания надежных методик оценки неосознаваемых компонентов мотивации деятельности.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований