Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Современные познавательные нормы военно-психологического исследования: возможные и реальные стандарты

Современные познавательные нормы военно-психологического исследования: возможные и реальные стандарты

Изложенные выше обобщения и положения объективно ставят вопрос о выделении методологических основ – стандартов построения современного военно-психологического исследования. Иными словами, необходимо представить систему познавательных норм, на которую оно ориентируется и по которой организовано. Такая совокупность норм, в первом приближении, может быть представлена в виде пирамиды когнитивных ценностей и основанных на них требований, предъявляемых к процессу и результатам научно-познавательной деятельности и средствам их достижения. В различные эпохи и периоды эта “познавательная пирамида” существенно изменялась.

Как уже выше подчеркивалось, классический идеал научности предполагает наличие «твердого инвариантного ядра», состоящего из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно и неизменно действующих основоположений. Для уровня науки, например, это могут быть: определение объектной и предметной областей, формулировка целей и задач, наличие понятийно-категориального аппарата, принципов, законов, методов и т.д. Для исследований в качестве таковых основ-требований могут выступать: систематизация, математизация, стандартизация, обязательное выдвижение гипотез, обобщений, прогнозов и т.д.

Авторами стандартов и норм научного знания выступили выдающиеся мыслители прошлого Аристотель, Ф. Бэкон, И. Ньютон, И. Кант, Г. Гегель и многие другие. В психологии стандарты ее научности были провозглашены в свое время В. Вундтом, И.М. Сеченовым, Ф. Брентано, Э. Титченером, Г.И. Челпановым, С.Л. Рубинштейном, другими, в том числе современными представителями психологической науки.

Осознавая разнообразие предложенных программ и заключенных в них норм построения психологии, У. Джеймс еще на рубеже XIX-XX веков писал: «Мне кажется, что психология напоминает физику догалилеевского варианта: нет ни одного общезначимого факта, ни одного общеразделяемого обобщения". Современное поколение исследователей продолжает пожинать плоды этой «методологической мозаики", проявляющейся в разрыве трех фундаментальных связей, без которых единая система психологического познания в принципе невозможна: между отдельными фрагментами, формами и уровнями психологического познания; между его прошлым и настоящим; между его исследовательской и практической, обыденной и научной составляющими.

Данные «разрывы» создают довольно сложную картину процесса психологических поисков. Поэтому вполне закономерно, что огромное количество подходов к организации и построению различных систем психологического исследования предполагает ориентацию в их специфике и особенностях, которые, в свою очередь, проявляются в многообразии: методологических установок, реализуемых в процессе порождения психологических знаний; источников получения психологических знаний; методов психологических исследований.

Это тем более важно, что сегодня происходит радикальный и качественный переход от утвердившихся веками классических представлений о науке к некоторому новому, еще формирующемуся ее образу и идеалу. Этот переход выражается: в кризисе классических представлений об идеале научного исследования во всех его формах и модификациях; в выявлении, анализе и резкой критике его фундаментальных основоположений; в выдвижении альтернатив постулатам классического идеала научности; в попытках выдвижения новых эталонов и образцов научного познания.

В данном контексте открытыми и весьма острыми представляются вопросы оснований или критериев построения современных военно-психологических исследований. Речь идет о признаках, на базе которых производятся их оценка, определение и классификация, ведь критерии, по которым строилось и в подавляющем большинстве продолжает строиться современное психологическое исследование, в том числе в области военной психологии, тесно вплетены в интеллектуальную традицию, сформировавшуюся еще в античности. Длительное время, в том числе в нашей стране, они имели характер некоторых объективных очевидностей, альтернатива которым большей частью не только не формулировалась, но даже и не осознавалась.

Выявление и рациональное критическое обсуждение основных положений классического идеала становятся возможными лишь в современности, когда после длительнейшей эпохи развития закономерно наступает его фундаментальный кризис и отчетливо намечается переход к существенно иным представлениям об идеале научного знания, содержании процесса его достижения. Однако несмотря на очевидный кризис фактически все базисные основы классического идеала научности находят своих активных защитников вплоть до сегодняшнего дня. По поводу ряда основ и их возможных альтернатив в психологии уже сегодня ведутся активные дискуссии, исход которых еще далеко не очевиден. Некоторые из них действительно имеют непреходящую ценность и в уточненной, модифицированной форме должны войти в структуру нового, формирующегося идеала военно-психологических исследований.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований