Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Методологические основы – стандарты

Итак, выделим некоторые методологические основы – стандарты, на базе которых реально строится или может строиться современное военно-психологическое исследование.

Истинность представляется главной ценностью и характеристикой научных изысканий в любой области знания. Но в военно-психологических исследованиях истинность является не только нормативной ценностью, но и необходимой описательной характеристикой познавательных результатов, претендующих на научность и практическую реализацию. Иными словами, исследовательский результат в итоге должен не только не содержать «никакой примеси заблуждений» (дабы «не навредить"), но еще и плодотворно работать.

По сути, здесь будут уместными два утверждения: во-первых, истинность является центральным, наиболее сильным регулятивом научно-познавательной деятельности военного психолога; во-вторых, истинность предполагает относительность всякого знания, которое в последующем может быть дополнено и даже опровергнуто. Мы не можем быть уверены в том, что все без исключения итоги военно-психологических исследований адекватно отражают исследуемую реальность – объект или предмет психологического познания. В этой связи особо отметим, что в современных военно-психологических исследованиях установление истинного знания жестко регламентируется (как методологическое требование) на эмпирическом уровне – уровне факта.

Фундаментализм остается на сегодняшний день одним из самых мощных оснований построения современного военно-психологического исследования. В соответствии с ним подлинное научное знание должно быть обосновано фундаментальным образом.

Так называемая фундаменталистская парадигма получила выражение во многих видах и формах. Главной, центральной и базисной для нее была и остается ориентация на принцип достаточного основания. Уже во времена античности обнаружилось отчетливо выраженное стремление обладать не просто мнением или суждением, пусть даже «правильным", но прочным и надежным знанием, которое не давало бы никаких поводов для сомнений в его истинности. Поэтому суть собственно научного познания усматривалась в решении задачи обоснования. Такой подход в научных изысканиях сохранился до наших дней.

Так, важнейшими способами обоснования полученного в военно-психологическом исследовании знания сегодня являются многократные проверки методами наблюдения и эксперимента, обращение к первоисточникам и статистическим данным, которые осуществляются военными психологами комплексно и независимо друг от друга. При обосновании теоретических концепций проведенных военно-психологических исследований обязательными требованиями, предъявляемыми к ним, являются непротиворечивость, соответствие эмпирическим, в том числе экспериментальным данным, возможность адекватно реальности описывать известные психологические явления и прогнозировать новые.

Долгая история фундаменталистской парадигмы есть история постоянных поисков «начал познания», исходного пункта для процесса обоснования, «надежного фундамента», на который могла бы опираться (сводиться к нему или выводиться из него) вся система полученных научных знаний. К этому фундаменту предъявлялись и продолжают предъявляться весьма жесткие требования: он должен был быть абсолютно достоверным и надежным. Если такой фундамент найден, все остальные теоретико-познавательные проблемы, согласно фундаменталистским представлениям, решаются достаточно просто.

В различных школах и направлениях психологии таковыми «фундаментами»-основаниями, как правило, провозглашались объяснительные принципы (например, деятельности, поведения, функции, структуры и т.п.), из которых выводилась «своя» совокупность психологического знания, в каждом случае претендующая на «абсолютную научность» и, более того, истинность.

Не избежали влияния фундаментализма военно-психологические исследования как средство достижения научного знания. Как следствие, в отечественных психологических исследованиях в качестве исходных организационных основ-требований провозглашалось обязательное применение методов наблюдения и эксперимента, без которых военно-психологическое исследование признавалось и зачастую продолжает признаваться несостоявшимся. На сегодняшний день в нашей стране и за рубежом утверждение данных методологических требований к содержанию психологических исследований является одной из основных причин сильнейшей критики фундаменталистской парадигмы. Вместе с тем имеются и ее защитники. Независимо от исхода развернувшейся дискуссии можно утверждать: обоснование является важнейшей процедурой современного военно-психологического исследования, а признак обоснованности остается необходимой характеристикой и универсальным критерием его научности.

Однако на основе только общих соображений уже нельзя сказать, какое конкретное место признак обоснованности будет занимать в будущем в иерархической системе норм и стандартов нового идеала военно-психологических исследований. Ответ на данный вопрос требует изучения как возможностей, потенциала фундаменталистской парадигмы и тенденций ее исторического развития в военной психологии, так и аргументов, выдвигаемых против нее.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований