Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Методологические проблемы военно-психологических исследований - Многоплановость анализа явлений психики и сознания

Системный подход в психологии включает средства изучения сложноорганизованных разнородных объектов действительности и подразумевает, в первую очередь, возможность множественности их описания. В соответствии с данным подходом человек как сложная саморегулирующаяся система сам по себе находится в «разнопорядковых системах», поэтому «о его существовании можно говорить как о полисистемном процессе». Отсюда все его атрибуты и образования, в том числе психика и сознание, должны рассматриваться как «нечто целостное и интегральное».

В этой связи Б.Ф. Ломов выдвинул идею системности как главное методологическое основание организации и содержания психологического исследования. Его базис образуют следующие принципы:

многоплановость анализа явлений психики и сознания, предполагающий необходимость и возможность выделения различных сторон и аспектов исследуемой реальности. В современной психологической науке существуют следующие возможные «планы» анализа психических процессов и явлений сознания:

как качественных единиц (системы), имеющих специфические закономерности;

как частей своей родовидовой макроструктуры, закономерностям которой они подчиняются;

как совокупности микросистем, закономерностям которых они так же подчиняются;

в плане их внешних взаимодействий, т.е. вместе с условиями и факторами их существования;

понимание психических явлений и сознания как многомерных и вытекающее отсюда требование использования различных систем измерения при их изучении. Как справедливо заметил Б.Ф. Ломов, «невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной-единственной его проекции на плоскость»;

психические явления и сознание должны рассматриваться как многоуровневые, имеющие сложное иерархическое строение, включающие различные составляющие их подсистемы: регулятивную, коммуникативную, когнитивную и другие, имеющие свои подуровни (например: сенсорно-перцептивный, представленческий, рече-мыслительный и т.п.);

разноуровневость и разнопорядковость явлений психики и сознания, опирающиеся на множественность отношений человека с окружающим его миром, приводят к необходимости разработки многомерной классификации исследуемых психологических качеств и характеристик сознания. К возможным основаниям классификации изучаемых свойств можно отнести:

а) индивидуальные (психофизиологические, психосоматические, психоневрологические, психопатологические и т.д.);

б) системные, возникающие из принадлежности индивида к определенной системе, в свою очередь дифференцирующейся на моно- и полисистемные (например, способности, раскрытие которых возможно только через результаты и анализ деятельности индивида, в которой они проявляются и формируются);

наряду с анализом системной организации в проводимых исследованиях надо изучать и анализировать системную детерминацию явлений психики и сознания. Здесь следует различать и учитывать детерминацию развития и развитие детерминации психического и сознания. Поэтому отдельно подчеркнем, что системная детерминация в данном ракурсе включает выделение всего многообразия объективных и субъективных связей и отношений: условий, факторов, особенностей среды, предпосылок изменения и развития, причин образования и т.д.;

в качестве отдельного принципа системности исследований нужно обозначить рассмотрение явлений психики и сознания в развитии, т.е. выявление того, как складывается, возникает и формируется изучаемая целостность. Соответственно, как подчеркивал Б.Ф. Ломов, «теория развития психики должна опираться на теорию развития человека в целом, во всех его отношениях и проявлениях».

Таким образом, научная систематизация в психологическом исследовании обладает целым рядом важных особенностей, основные из которых выступают: стремление к полноте, ясному представлению об основаниях систематизации и их непротиворечивость.

Интерсубъективность в психологических исследованиях предполагает постоянное стремление обосновать научное знание, его открытость для компетентной критики, что делает психологическую науку образцом рациональности. Вспомним знаменитое выражение Н. Бора о том, что подлинно глубокая новая теория должна в определенном смысле быть сумасшедшей. Она должна порывать с прежним образом мысли, со старыми стандартами мышления и познания.

Классическими образцами такого рода теорий являются неевклидовы геометрии, теория эволюции, молекулярная генетика, теория относительности и квантовая механика. К данному классу научных достижений относятся психологическое проникновение в мир бессознательного, в особенности структуры и функционирования человеческого мозга, раскрытие закономерностей антропогенеза, выявление универсальных структур в языке и т.д. Вместе с тем ориентированность на новации сочетается в психологических изысканиях с жестким консерватизмом, который представляет собой надежный заслон против введения в психологию скороспелых и необоснованных новаций.

При всей динамичности развития современных военно-психологических изысканий вся совокупность предъявляемых к ним жестких, иногда консервативных требований дает тем не менее возможность устранять из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого исследователя и его мировосприятия.

You are here: Главная Литература Военная психология Методологические проблемы военно-психологических исследований