Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) - Индивидуальная беседа

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) - Индивидуальная беседа

Article Index
Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга)
Задачи психологической работы в воинской части
Принципы организации психологической работы
Обязанности психолога полка (корабля 1 ранга) воинской части
Обязанности психолога батальона (дивизиона, корабля 2 ранга и им равных)
Обязанности начальника пункта психологической помощи и реабилитации
Обязанности психолога пункта психологической помощи и реабилитации
Профессионально-этические нормы в психологической работе
Принцип комплексной диагностики и психологической помощи
Оценка эффективности психологической работы
Основные виды деятельности психолога
Психологическая помощь
Методы социально-психологического изучения личности. Анализ документов
Биографический метод
Биографическая анкета (вариант)
Анкетирование
Индивидуальная беседа
Наблюдение
Опрос
Психологическое тестирование
Методики изучения личности и групповых психических процессов
Текст анкеты Прогноз-2-02
Личностный опросник НПН-А-02 (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации)
Регистрационный бланк к личностному опроснику НПН-А-02
Интерпретация шкал
Многоуровневый личностный опросник
Регистрационный бланк к личностному опроснику Адаптивность - 02 (МЛО-АМ)
Методика Коммуникативных и организаторских склонностей
Социометрическая оценка групповой сплоченности
Методика косвенной оценки сплоченности подразделения

Индивидуальная беседа

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы психолога с военнослужащим является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает психолог, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности биографической анкеты, анализа документов, наблюдения и др.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащим, и вырабатываются рекомендации командирам (начальникам).

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующей от психолога высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения, является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность воина, и в беседе подтверждает одну из них. Правильно построенная беседа позволяет уточнить имеющиеся сведения, оценить те стороны личности, которые не удалось достаточно изучить с помощью применявшихся методов и тестов. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Одно из первых условий высокой эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению. До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты психодиагностического обследования.

Другое требование беседы - ее непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию целостного единого рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора - они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана, особенно начинающему психологу.

Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие.

В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

 

Карьера военного

учебные материалы