Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) - Опрос

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) - Опрос

Article Index
Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга)
Задачи психологической работы в воинской части
Принципы организации психологической работы
Обязанности психолога полка (корабля 1 ранга) воинской части
Обязанности психолога батальона (дивизиона, корабля 2 ранга и им равных)
Обязанности начальника пункта психологической помощи и реабилитации
Обязанности психолога пункта психологической помощи и реабилитации
Профессионально-этические нормы в психологической работе
Принцип комплексной диагностики и психологической помощи
Оценка эффективности психологической работы
Основные виды деятельности психолога
Психологическая помощь
Методы социально-психологического изучения личности. Анализ документов
Биографический метод
Биографическая анкета (вариант)
Анкетирование
Индивидуальная беседа
Наблюдение
Опрос
Психологическое тестирование
Методики изучения личности и групповых психических процессов
Текст анкеты Прогноз-2-02
Личностный опросник НПН-А-02 (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации)
Регистрационный бланк к личностному опроснику НПН-А-02
Интерпретация шкал
Многоуровневый личностный опросник
Регистрационный бланк к личностному опроснику Адаптивность - 02 (МЛО-АМ)
Методика Коммуникативных и организаторских склонностей
Социометрическая оценка групповой сплоченности
Методика косвенной оценки сплоченности подразделения

Опрос

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Опрос имеет различные виды и разновидности. Различают опросы письменные - анкеты, (смотри анкетирование) и устные (интервью), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые) экспертные и массовые, выборочные и сплошные и т.п.

Устный опрос (интервью) позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. В отличие от других видов опроса интервью способствует возникновению непринужденного общения и повышению искренности ответов, позволяет следить за реакцией респондента и изменять соответственно ход опроса. От беседы по какой-либо теме интервью отличается наличием заранее подготовленного вопросника (бланка-интервью). В зависимости от подготовленности исследователя и выбора типа интервью оно может быть свободным или формализованным.

Свободное интервью проводится, как правило, в тех случаях, когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения.

В этих случаях составляется только примерный план беседы и задача исследователя (психолога) - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых.

Формализованное интервью проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены возможные ответы на вопросы, по которым исследователь (психолог) хотел бы уточнить представления исследуемых.

Особое значение при использовании устного опроса (интервью), как метода получения первичных данных, имеет подготовка интервьюеров (если опрос проводит не сам психолог), а также условия, в которых проводится интервью. Интервьюер должен владеть навыками установления контакта с собеседниками, четкого и ясного изложения вопросов, уметь провести беседу в заинтересованном и доброжелательном тоне, независимо от того, совпадает ли его личное мнение с точкой зрения собеседника, постоянно следя за своими выражениями и интонациями, чтобы не внушать ожидаемого ответа. Для проведения интервью надо определить место и время так, чтобы никто не мешал, и респондентов не отвлекали. Правила интервью излагаются при инструктаже лиц, выбранных в качестве интервьюеров. Объясняется и техника проведения конкретного интервью: его цели, которые сообщаются респондентам в начале опроса, определяются вопросы, которые могут вызвать трудности при ответе, порядок фиксирования ответов (если они не формализованы).

Метод экспертного опроса позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию кратким и эффективным способом - от специалистов в определенной области - экспертов. В подразделении экспертами могут быть командиры, офицеры воспитательных структур, старослужащие (они, как правило, осведомлены по широкому кругу вопросов службы и быта).

Существуют методы заочного и очного экспертного опроса.

К методам заочного опроса относят: письменный опрос (сбор мнений), анкетирование (формализованный опрос), метод независимых характеристик и дельфийская техника.

К очным методам относятся интервью, анкетирование, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака».

Наиболее простым видом заочного опроса экспертов является сбор мнений. Метод состоит в том, что экспертам рассылаются (раздаются) специально подготовленные опросные листы, в которых они должны изложить свое мнение по существу поставленных вопросов. Часто в таких опросных документах преобладают открытые вопросы. Сбор мнений подобен свободному интервью и отличается от него лишь письменной формой опроса, которая дает возможность привлечь большое число экспертов. Однако заочный опрос связан с организационными трудностями, обусловленными низким уровнем возврата анкет.

Формализованный опрос экспертов представляет собой обычное анкетирование с вопросами, сформулированными как в открытой, так и в закрытой форме. По цели этот метод существенным образом отличается от сбора мнений. Если последний проводится для выявления продуктивных по отношению к изучаемой проблеме идей, какими бы неожиданными они не были, то анкетирование направлено на выяснение оценок специалистами тех или иных аспектов решения проблемы. Получаемая таким образом информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу.

Метод независимых характеристик позволяет изучить общественное мнение личного состава по любым показателям служебной деятельности воинов. Этот метод является средством объективного исследования личности в коллективе. Он основан на знании военнослужащими друг друга по их разнообразной совместной деятельности и хорошо дополняет другие методы изучения воинского коллектива.

Сущность метода независимых характеристик состоит в оценке по единой шкале несколькими опрашиваемыми независимо друг от друга личностных качеств и показателей служебной деятельности всех военнослужащих подразделения и в последующем обобщении их индивидуальных оценок. В полученных коллективных оценках взаимопогашаются возможные субъективные отклонения, что обеспечивает объективность результатов исследования.

«Мозговая атака» или «мозговой штурм» - метод генерирования идей, решения какой-либо проблемы путем коллективного творчества группы людей в ходе заседания-сеанса, проводимого по определенным правилам.

Принципиальной особенностью метода является абсолютное исключение в ходе самого заседания критики или какой-либо оценки любых высказываний. Критический анализ предложений производится после заседания.

К генерированию идей привлекаются все опрашиваемые. Они могут быть не специалистами по обсуждаемой проблеме, но обязательно должны хорошо понимать поставленную перед ними задачу. Состав экспертов желательно иметь как можно разнообразнее. Во время обсуждения все должны чувствовать себя свободно, не стесняясь, поэтому группу надо подбирать из людей, занимающих примерно одинаковое служебное положение.

Основные правила проведения заседания:

не допускается критика, любые замечания или оценки идей, высказанных товарищами;

должно быть как можно больше идей, мнений, потому что вероятность появления действительно ценной идеи пропорциональна общему числу высказываний;

необходимо стимулировать высказывание самых необычных идей, так как среди них могут оказаться в дальнейшем самые продуктивные;

ведущий, время от времени, выдвигает идеи-подсказки, которые должны подхватываться, развиваться, комбинироваться. Участники заседания должны как бы «раскачивать» друг друга.

Таким образом, на заседании необходимо создать обстановку для свободного творчества, когда коллективный разум генерирует множество разнообразных идей.

Сеанс продолжается до 40 - 50 минут и заканчивается, когда поток предложений иссякнет. Время выступления каждого 1 - 2 минуты, хотя брать слово можно несколько раз.

Второй этап работы - критический анализ высказанных предложений и отбор наиболее ценных из них. Анализ производится группой из 3 - 5 специалистов, избираемых экспертами в конце заседания. Это должны быть наиболее авторитетные эксперты, склонные к критическому анализу.

 

Карьера военного

учебные материалы