Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга) - Основные виды деятельности психолога
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 22 March 2013
Основные виды деятельности психолога
Профессиональная деятельность психолога разнообразна по своему характеру и содержанию. Выполняя свои функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в отдельные виды деятельности.
К их числу относятся:
Организационно-методическая работа
В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, донесения, обзоры и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения командиров (начальников), психологического актива, военнослужащих практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
Совершенствование профессиональной компетентности
Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений их различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
Психодиагностика
Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащего, социально-психологических характеристик деятельности воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебно-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
прогноза дальнейшего развития поведения военнослужащих и обстановки в воинских коллективах;
поиска наиболее эффективных способов работы с ними;
разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки, режима жизнедеятельности военнослужащих.
В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. Основные типы психодиагностических ситуаций связаны:
с мероприятиями профессионального психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;
с добровольным обращением военнослужащего (членов их семей, гражданского персонала) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;
с аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в ввузе;
с принудительным обследованием (например, обследование поступающего пополнения либо выявление психологических факторов и причин, способствовавших совершению проступков, происшествий, аварий и т.п.), проводимых по решению командования для получения необходимой информации;
с необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава.
Полученные данные могут быть использованы:
психологом для осуществления дальнейшей коррекционной работы;
другими специалистами (психологами, специалистами центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, медицинскими работниками);
должностными лицами для формирования управленческих решений, учета информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;
самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения.
В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и методы, обеспечивающие получение достоверной информации.