Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Cоциально-психологический тренинг (СПТ)

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Cоциально-психологический тренинг (СПТ)

Article Index
Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2
Индивидуальное психологическое консультирование
Пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы
Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами
Групповое консультирование
Методы немедицинской психотерапии
Аутогенная тренировка
Техника АТ-2
Рациональная психотерапия
Логотерапия или разговорная психотерапия
Гештальттерапия
Проективный рисунок
Музыкотерапия
Дыхательные упражнения
Управление мышечным тонусом
Воздействие на биологически активные точки
Идеомоторная тренировка
Cоциально-психологический тренинг (СПТ)
Варианты игровых ситуаций
ДРАМАТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
ТРЕТИЙ НЕЛИШНИЙ
Тренинг умений
Релаксационный тренинг
Психологическая помощь и реабилитация
Рекомендации по выявлению лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической неустойчивости
Признаки неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости
Меры по профилактике нервно-психических срывов
Сущность самоубийства как социально-психологического явления
Ключи суицидальной опасности
Основные принципы и стратегии действий по отношению к суицидальной личности
Методики психодиагностики суицидальных намерений
Основные направления профилактики суицида
Опросник депрессивного состояния
Методика оценка склонности к суицидным реакциям
ТЕСТ СР-45
Примерная схема служебной характеристики военнослужащего, направляющегося на консультацию в психиатрический стационар
Донесение о суицидальном происшествии
Рекомендации должностным лицам по организации воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей военнослужащих
Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле
Рекомендации по оборудованию объектов психологической работы
Комната психологической разгрузки
Документы по психологической работе, разрабатываемые в полку
Документы по психологической работе, разрабатываемые в батальоне
План работы пункта психологической помощи и реабилитации
Донесение о психологической устойчивости
Заключение об индивидуально-психологических качествах военнослужащих
Материалы психодиагностических исследований

Формы групповой работы психолога

Cоциально-психологический тренинг (СПТ)

Индивидуальный и групповой тренинг общения позволяет существенно повысить социально-психологическую компетенцию человека: его психологическую чувствительность, контактность, способность к ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п.

Организация тренинга.

Психологу следует помнить, что активное включение военнослужащих в тренинг возможно при определенных условиях и соблюдении следующих правил его проведения:

1. Занятия не должны проводиться «наскоком». Необходимо заранее подготовить место проведения СПТ и определить время его начала.

2. Перед началом СПТ создать непринужденную доверительную обстановку, снять напряжение, скованность военнослужащих.

3. Довести до участников нормы поведения в СПТ, убедиться в их понимании.

4. Тренинг следует начинать с легкой разминки, и лишь потом переходить к отработке основных психокоррекционных задач.

5. Все военнослужащие должны быть обеспечены ролями (тому, кому не хватило ролей активных участников определить роли экспертов).

Используемые игры и сюжеты должны отвечать следующим условиям:

содействовать сплочению подразделения;

способствовать формированию уставных взаимоотношений;

иметь познавательное значение;

создавать условия для индивидуального и группового творчества.

Многое зависит от игровой позиции психолога (руководителя СПТ), которая должна:

способствовать реализации игрового плана (т.е. к игре офицер должен относиться достаточно серьезно и в ходе ее отказаться от менторской позиции);

выражать благожелательное отношение к военнослужащим, быть открытым, восприимчивым и доступным;

способствовать формированию убежденности необходимости игрового поведения;

реализовывать быстрый переход из реального в игровой план, прежде всего за счет юмора;

проявляться в широком диапазоне игровых приемов.

Только в этом случае игровая позиция офицера-психолога будет способствовать выполнению её основных функций: гуманизации взаимоотношений с участниками тренинга, повышение сплоченности и срабатываемости в коллективной деятельности, экономии нервных затрат в общении и, наконец, обеспечению гибкого поведения руководителя.

Используемые в тренинге приемы должны максимально отвечать принципу «не навреди» и ни в коем случае не обострять и без того обостренные отношения между военнослужащими.

Напоминание: с участниками СПТ необходимо заранее оговорить нормы поведения при проведении упражнений и игр, без соблюдения которых тренинг может не только не дать результатов, но и попросту принести вред.

Нормы поведения участников СПТ:

проявлять доброжелательность и полное доверие друг к другу;

говорить в группе обо всем открыто и искренне;

отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу «здесь и теперь»;

оценивать не личность, а её действия, поведение и общение;

помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;

выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно;

доводить до руководителя игры впечатления и степень удовлетворенности игрой со стороны участников.

 

Карьера военного

учебные материалы