Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы

Article Index
Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2
Индивидуальное психологическое консультирование
Пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы
Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами
Групповое консультирование
Методы немедицинской психотерапии
Аутогенная тренировка
Техника АТ-2
Рациональная психотерапия
Логотерапия или разговорная психотерапия
Гештальттерапия
Проективный рисунок
Музыкотерапия
Дыхательные упражнения
Управление мышечным тонусом
Воздействие на биологически активные точки
Идеомоторная тренировка
Cоциально-психологический тренинг (СПТ)
Варианты игровых ситуаций
ДРАМАТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
ТРЕТИЙ НЕЛИШНИЙ
Тренинг умений
Релаксационный тренинг
Психологическая помощь и реабилитация
Рекомендации по выявлению лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической неустойчивости
Признаки неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости
Меры по профилактике нервно-психических срывов
Сущность самоубийства как социально-психологического явления
Ключи суицидальной опасности
Основные принципы и стратегии действий по отношению к суицидальной личности
Методики психодиагностики суицидальных намерений
Основные направления профилактики суицида
Опросник депрессивного состояния
Методика оценка склонности к суицидным реакциям
ТЕСТ СР-45
Примерная схема служебной характеристики военнослужащего, направляющегося на консультацию в психиатрический стационар
Донесение о суицидальном происшествии
Рекомендации должностным лицам по организации воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей военнослужащих
Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле
Рекомендации по оборудованию объектов психологической работы
Комната психологической разгрузки
Документы по психологической работе, разрабатываемые в полку
Документы по психологической работе, разрабатываемые в батальоне
План работы пункта психологической помощи и реабилитации
Донесение о психологической устойчивости
Заключение об индивидуально-психологических качествах военнослужащих
Материалы психодиагностических исследований

Обычно применяется пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы:


Этапы

беседы

Главные задачи этапа

Используемые приемы

1

2

3

1 этап

начальный

«Привет!»

Установка эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства».

«Сопереживание»;

«Эмпатийное слушание».

2 этап

«В чем проблема?»

Зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безвыходности ситуации.

«Преодоление исключительности ситуации»;

«Поддержка успехами и достижениями»;

«Структурирование беседы»;

«Постоянное внимание к содержанию»;

«Определение конфликта».

3 этап

«Чего Вы хотите добиться?»

Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут?

«Интерпретация»;

«Планирование»;

«Удержание паузы»;

«Фокусирование на ситуации».

4 этап

«Что еще мы можем сделать по этому

поводу?»

Работа с разными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив.

«Исследование личностной динамики»;

«Рефлексия»;

«Директивные рекомендации»;

«Фантазии».

5 этап

«Вы будете

делать это?»

Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка.

«Логическая аргументация»;

«Рациональное внушение уверенности».

Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения беседы должен совпадать и у клиента и у психолога. Беседа может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога:

Слушаю Вас, или

Расскажите о себе, или

Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, т.е. задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента. Есть люди, которые не идут на контакт. Если в течение 10 минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не строить беседу на вопросах. Поступая таким образом психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации беседы, что противоречит целям консультирования.

В процессе определения проблемы клиента, психолог может и часто должен выступить в роли «следователя», стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15 - 20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент:

что знает клиент о возможностях своих действий;

что знает клиент о своих целях;

что знает клиент о своих чувствах;

что знает клиент о своих мыслях;

а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни, при этом раскрывая потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, Вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т.п.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Язык консультационной беседы должен отвечать следующим правилам построения диалога:

не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения;

ориентируйтесь на ключевое слово - тему клиента;

не навязывайте свою точку зрения;

употребляйте простые слова и образы для передачи информации;

говорите кратко.

Консультирование не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. При этом психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента в виде ответа на этот вопрос.

На этом этапе беседы психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение - один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, структурировать его внутренний мир. Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования.

Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, не рекомендуется продолжать более 10 минут. Целесообразно прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить свои позитивные возможности.

Третий этап беседы может быть обозначен как фаза осознания клиентом желаемого результата. Психолог вместе с клиентом определяет его идеал - каким клиент хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Эта фаза беседы предполагает воздействие психолога - это основное содержание консультирования. Для клиента оно не должно выглядеть как-то по-особому. В диалоге с психологом происходит как бы «инсайд» - клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации консультационной беседы приведут и к изменению его поведения.

 

Карьера военного

учебные материалы