Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - ТРЕТИЙ НЕЛИШНИЙ

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - ТРЕТИЙ НЕЛИШНИЙ

Article Index
Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2
Индивидуальное психологическое консультирование
Пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы
Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими методами
Групповое консультирование
Методы немедицинской психотерапии
Аутогенная тренировка
Техника АТ-2
Рациональная психотерапия
Логотерапия или разговорная психотерапия
Гештальттерапия
Проективный рисунок
Музыкотерапия
Дыхательные упражнения
Управление мышечным тонусом
Воздействие на биологически активные точки
Идеомоторная тренировка
Cоциально-психологический тренинг (СПТ)
Варианты игровых ситуаций
ДРАМАТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
ТРЕТИЙ НЕЛИШНИЙ
Тренинг умений
Релаксационный тренинг
Психологическая помощь и реабилитация
Рекомендации по выявлению лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической неустойчивости
Признаки неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости
Меры по профилактике нервно-психических срывов
Сущность самоубийства как социально-психологического явления
Ключи суицидальной опасности
Основные принципы и стратегии действий по отношению к суицидальной личности
Методики психодиагностики суицидальных намерений
Основные направления профилактики суицида
Опросник депрессивного состояния
Методика оценка склонности к суицидным реакциям
ТЕСТ СР-45
Примерная схема служебной характеристики военнослужащего, направляющегося на консультацию в психиатрический стационар
Донесение о суицидальном происшествии
Рекомендации должностным лицам по организации воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей военнослужащих
Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле
Рекомендации по оборудованию объектов психологической работы
Комната психологической разгрузки
Документы по психологической работе, разрабатываемые в полку
Документы по психологической работе, разрабатываемые в батальоне
План работы пункта психологической помощи и реабилитации
Донесение о психологической устойчивости
Заключение об индивидуально-психологических качествах военнослужащих
Материалы психодиагностических исследований

«ТРЕТИЙ НЕЛИШНИЙ»

Это упражнение также можно осуществлять на художественном или публицистическом материале. Однако главным действующим лицом выступает здесь не кто-то из конфликтующих, а «третейский судья» - человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого «косвенного разрешения конфликта»:

1. Принцип выхода чувств (т.е. предоставление возможности беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то им сделанного, что обычно умиротворяет конфликтогена).

2. Принцип эмоционального возмещения (действенного сочувствия неправому - а неправы обычно оба, которое чаще всего порождает у него ростки раскаяния).

3. Принцип авторитетного третьего (остающегося тайной для конфликтующих) - использование обоюдоизвестного и обоюдоуважаемого ими лица в качестве «посланца доброй воли».

4. Принцип принудительного слушания (когда «третий» предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику или смысл тирады, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они попросту не слышат друг друга, и соответственно снижает накал страстей).

5. Принцип обмена позиций (тот же «авторитетный третий» предлагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга продолжать ссору, что позволяет им - возможно, впервые - увидеть себя со стороны глазами другого).

6. Принцип расширения духовного горизонта спорящих (за счет записи ссоры на магнитофон и предъявления ее конфликтующим, которые обычно оказываются не просто удивлены, но даже шокированы тем, что услышали).

Качество выполнения упражнения оценивается и обсуждается.

«ДИСКУССИЯ – СОРЕВНОВАНИЕ». Члены группы разбиваются на две команды и выборное жюри, которое должно разработать критерии оценки выдвигаемых в дискуссии аргументов (доказательность, логику, четкость формулировок, соответствие теме и т.п.) и систему оценки (в баллах). Определяется предмет дискуссии, команды разбиваются на «группу-про» и «группу-контра» (т.е. за и против), после чего начинается собственно дискуссия-соревнование. В конце ее жюри объявляет и комментирует результаты.

В заключение - коллективное обсуждение хода дискуссии.

СТРАТЕГИЯ В ДИАЛОГЕ

а). Двое из участников вызываются психологом и в тайне от аудитории и друг от друга получают задания: первому - поддерживать диалог в своей обычной манере, а второму - любыми способами удерживать лидерство во взаимодействии. Тему может предложить аудитория или психолог, или ее могут выбрать сами действующие лица. Ход и результаты диалога обязательно обсуждаются всей группой.

б). Противоположный вариант: второй партнер должен заставить напарника стать лидером диалога.

«РОЛЕВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ». В этой игре психолог раздает участникам листочки с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (Философ, Дипломат, Эрудит, Скептик, Общественник, Игрун, Золушка и т.п.; роли желательно подбирать не привычные, а дополнительные к тем, в которых привыкли выступать члены группы). Далее договариваются о предмете обсуждения, который может быть самым разнообразным, например обсуждение фильма, книги или газетной статьи. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 10-15 мин. дискуссии окружающие должны определить, кто был, в какой роли (список их должен быть сообщен присутствующим), причем неопознанные игроки считаются не справившимися с заданием.

«ГРУСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ». Играют двое. У одного грустное настроение. Задача другого: оказать поддержку и развеселить.

«РАЗДРАЖЁННОСТЬ». Играют двое. Один из них взвинчен и чем-то раздражен (чем именно, необходимо оговорить заранее). Задача другого: снять напряжение, выяснить его причину, оказать поддержку.

«НЕПРИЯТНОСТИ ПО СЛУЖБЕ». Играют двое. У одного случились неприятности по службе, о которых говорить он не хочет. Задача другого: разговорить и оказать поддержку.

«ДВОЕ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА». Играют трое. Основной играющий приходит в расположение, когда конфликт (причины неизвестны) между двумя сослуживцами уже завершился, они разошлись по углам и дуются друг на друга.

Его задача: выяснить причину разногласия, снять напряжение и погасить вновь вспыхнувшую ссору (ее они разыгрывают), оказать поддержку обоим и добиться конструктивного решения.

Каждое упражнение завершается, как правило, широким обсуждением в группе. Участники делятся впечатлением о чувствах, которые они испытали во время исполнения ролей, зрители рассказывают об увиденном и помогают оценить действия участников. Порой обсуждение приносит больше воспитательного эффекта, чем сама динамика игры, особенно если возникает откровенный разговор о личных проблемах, о нравственных явлениях в своем коллективе.

Перечень упражнений для СПТ по формированию правильных взаимоотношений в воинских коллективах не исчерпывается вышеописанными сценариями. Психолог может и должен подбирать упражнения и ролевые игры с учетом специфики воинской деятельности конкретного воинского подразделения.

 

Карьера военного

учебные материалы