Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Релаксационный тренинг

Релаксационный тренинг

Участников группы сначала обучают методу прогрессивной мышечной релаксации:

«Сядьте в кресло. Расслабьтесь. Закройте глаза. Несколько раз медленно и глубоко вдохните, фиксируя свое внимание на прохождении воздуха по дыхательным путям. Затем вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. Прочувствуйте напряжение мышц. Разожмите кулак. Ощутите расслабление мышц. Снова сожмите кулак и изучите напряжение. Через 5-10 секунд разожмите кулак и изучите расслабленность, тепло, чувство комфорта. Сосредоточивайтесь только на мышцах, которые напрягаете и расслабляете. Старайтесь в это время не напрягать другие группы мышц.

Такие упражнения в виде циклов напряжение - расслабление проделайте на других группах мышц (плечи, шея, рот, глаза, лоб, ноги, живот и др.). Далее попробуйте расслаблять все тело. Почувствуйте, как расслабленность «течет» от лица, рук через плечи, грудь, живот к ногам.

Изучите связанное с общей расслабленностью состояние успокоенности и чувство психического комфорта.

После этого медленно сосчитайте от 10 до 1, мысленно дав себе перед этим задание, что после окончания счета вы снова будете бодрым и собранным».

После освоения техники мышечной релаксации участникам предлагают закрыть глаза и мысленно представить себе ситуацию, вызывающую у них страх и тревогу. Как только эмоциональное напряжение, вызванное представлением, достигает высокого предела, участникам предлагают прекратить мысленное представление и расслабиться. Расслабление обычно приносит успокоение.

Тренировку начинают с представления сцен, вызывающих легкое волнение, и заканчивают сценами, которые сопровождаются выраженным психическим дискомфортом, тревогой и страхом. Упражнение считается отработанным только в том случае, если участник при мысленном представлении всей иерархии психотравмирующих сцен не испытывает тревоги и волнений.

Вместо представления конкретных ситуаций участникам можно предложить набор слайдов, вызывающих у них страхи или другие отрицательные эмоциональные переживания. Чередуя показ слайда, вызывающего страх или навязчивость, с последующей релаксацией, можно добиться исчезновения болезненных явлений.

Такая методика широко используется для выработки уверенности в себе при самых различных ситуациях, например при затруднении межличностных контактов, при волнении перед публичным выступлением или экзаменом, принятии решений и т.д.

Перестройка убеждений. Начинается с «атак» на ортодоксальные установки и убеждения, которыми клиент руководствуется в своей жизни, но которые являются для него не рациональными и ведут к психическому дискомфорту или неврозу.

Итогом этого этапа работы с клиентом является формирование у него более рационального взгляда на жизнь, более адекватных убеждений.

«Домашняя работа». Участнику предлагают вести дневник, где бы он записывал ситуации, при решении которых испытывает затруднения. В дальнейшем эти ситуации могут проигрываться в группе. Кроме того, участник получает «домашнее задание», выполнить которое он может, только участвуя в какой-то конкретной ситуации, вызывающей у него страх или неуверенность в себе. К примеру, необходимо активно воспрепятствовать кому-то, кто пытается морально унизить, и оставаться самому в этой ситуации спокойным, уверенным, с чувством достоинства. На следующем занятии этот участник должен рассказать в группе о своем поведении при выполнении «домашнего задания».

Если задание, по мнению психолога, выполнено неправильно, его нужно еще раз «проиграть» в группе, смоделировав перед этим оптимальный вариант ситуации.

Группы тренинга уверенности в себе способствуют осознанию и нормализации поведения и более адекватной самооценке личности.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2