Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Признаки неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости

Признаками неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости и условиями, способствующими ее развитию, следует считать: воспитание в неполной, неблагополучной семье (плохие взаимоотношения родителей, наличие у них судимости, психических заболеваний, чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание, злоупотребление алкоголем членами семьи; побеги из дома); ранний алкогольный опыт военнослужащего; случаи употребления наркосодержащих препаратов; приводы в милицию; наличие судимости; многочисленные конфликты в школе и семье; наличие нервно-психических заболеваний; ранний сексуальный опыт и беспорядочные половые связи.

По результатам проведенной работы командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании. Психолог воинской части (подразделения) проводит изучение прибывшего пополнения с помощью анкеты «Прогноз - 2 – 02» (см. раздел 9).

Итогом изучения пополнения должно стать выделение военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании:

у которых установлена неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость для дополнительного их изучения и проведения психокоррекционных и воспитательных мероприятий. Данные о военнослужащих с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью сообщаются в медицинскую службу для организации их медицинского освидетельствования врачем-психиатром.

у которых установлена удовлетворительная нервно-психическая устойчивость для определения необходимости проведения с ними психокоррекционных и воспитательных мероприятий.

При этом углубленное психологическое обследование проводится с помощью методик «Адаптивность –2 (МЛО)» и «НПН-А – 02» (см. раздел 9), а также других психологических методик. Конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев).

В данный период наращиваются усилия по изучению военнослужащих, особенно тех, кто требовал наблюдения.

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

оценка процесса адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений НПУ;

изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;

выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.

Методами изучения личного состава остаются наблюдение, психологическое тестирование и индивидуальная беседа. Особое место отводится наблюдению, т.к. в этот период появляется возможность наблюдать за поведением воинов в сложных, непривычных для них условиях, когда признаки неудовлетворительной нервно-психической устойчивостии проявляются со всей очевидностью.

Наблюдение за военнослужащими должно начинаться с инструктирования психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом (см. этап прибытия молодого пополнения). Предлагается обратить внимание на недисциплинированных, болезненно реагирующих на замечания, неисполнительных, легковозбудимых, вспыльчивых, конфликтных или, наоборот, замкнутых, обидчивых, чрезмерно робких и застенчивых военнослужащих. Подлежат выявлению лица, проявляющие высокомерие, стремящиеся, во что бы то ни стало выделиться среди окружающих или, напротив, ставшие объектом шуток, насмешек, совершающие нелепые поступки, имеющие странности, ненормальности в поведении, неряшливый внешний вид. Необходимо выделять воинов, проявляющих во время различных занятий несобранность, неловкость, нарушения координации движений, излишнюю напряженность, вычурность движений и поз, отмечать обмороки, случаи частого обращения за медицинской помощью с разнообразными жалобами, фиксировать отстающих, с большим трудом осваивающих воинскую специальность, отмечать случаи неверного исполнения приказов и распоряжений.

You are here: Главная Литература Военная психология Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2