Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 22 March 2013
Рекомендации по организации психологической работы по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы
Организационный этап (перед началом зимнего и летнего периода обучения).
Психолог части проводит психологическое изучение военнослужащих, инструктивно-методические занятия с командирами и личным составом. Представляет командиру полка списки военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для включения в данный список является наличие у военнослужащего нервно-психической неустойчивости. Форма отчетности психолога: «Акт проведения психологического обследования о допуске к несению боевого дежурства, (караульной службе)». С учетом рекомендаций психолога издается приказ по части «О составе дежурных боевых смен».
Психологическое обследование личного состава при допуске к боевому дежурству включает в себя:
1. Изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих (проводится в период изучения молодого пополнения).
2. Изучение межличностных отношений в составе расчетов, смен (проводится не ранее чем через 4 - 6 недель после комплектования подразделений).
3. Изучение условий несения боевого дежурства (социально-психологическая обстановка на боевом дежурстве).
Промежуточное психологическое обследование проводится ежеквартально. Форма отчетности: «Акт проведения ежеквартального психологического обследования дежурных смен». Срок хранения 2 года.
Промежуточное психологическое обследование личного состава дежурных смен включает в себя:
1. Изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащих, вновь назначенных в состав расчетов, смен, а также согласно плана психолога части.
2. Изучение межличностных отношений в составе расчетов, смен.
Этап подготовки к несению службы (начинается за 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул).
В этот период деятельность должностных лиц должна быть направлена на подбор личного состава и расстановку его по сменам и постам.
В первый день подготовки:
Командирами подразделений проводится не включенное, открытое наблюдение с целью выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической напряженности и проведения с ними дополнительного углубленного психологического изучения (обследования).
Углубленное психологическое обследование военнослужащих, осуществляет психолог части, по результатам которого оценивает реальные психологическую готовность и морально-психологическое состояние личного состава, заступающего на боевое дежурство, в караул. Выявляет военнослужащих, требующих психокоррекционного, психопрофилактического воздействия.
Вариант углубленного психологического обследования военнослужащих психологом воинской части (подготовленными командирами):
1. Психолог части проводит краткий инструктаж военнослужащих, с которыми будет проводиться тестирование:
«Сейчас Вам будут поочередно представлены на плакатах три теста. Ваша задача уяснить порядок ответов на вопросы каждого теста и заполнить таблицы соответствующих тестов в регистрационном бланке».
2. Представляет присутствующим плакат N 4 с регистрационным бланком и объясняет порядок его заполнения. Отвечает на возникшие вопросы.
3. Открывает плакат N 1 со стимульным материалом методики экспресс-оценки морально-психологического состояния. Читает инструкцию, написанную на плакате, отвечает на вопросы.
4. Дает команду на начало работы. Контролирует заполнение таблиц N 1. Аналогичную процедуру проводит по заполнению таблиц NN 2, 3.
5. По окончанию тестирования, закрывает плакаты и собирает регистрационные бланки.
Описание плакатов
Плакат № 1
Инструкция: Оцените пожалуйста свое состояние и занесите в регистрационный бланк в графу «Таблица № 1» тот номер ответа на данный вопрос, который в большей степени характеризует Вас в настоящее время.
1. Состояние физического дискомфорта:
1 - наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе;
2 - имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;
3 - полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.
2. Наличие болевых ощущений:
1 - имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе;
2 - болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
3 - полное отсутствие каких-либо болей.
3. Температурные ощущения:
1 - ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»;
2 - ощущение тепла, повышение температуры тела;
3 - отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.
4. Оценка восприимчивости, чувствительности к внешним раздражителям:
1 - резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях;
2 - умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям не мешающее работе;
3 - отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.
5. Особенности сна:
1 - беспокойный с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне;
2 - нормальный обычный сон;
3 - хороший, крепкий, освежающий сон накануне.
6. Особенности внимания:
1 - ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость;
2 - обычное внимание, без каких либо изменений;
3 - улучшение способности к сосредоточению, отвлечению от посторонних дел.
7. Особенности умственной работоспособности:
1 - значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;
2 - обычная умственная работоспособность;
3 - повышение умственной работоспособности.
8. Состояние мышечного тонуса:
1 - значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, шеи, рук;
2 - умеренное повышение мышечного тонуса, некоторое мышечное напряжение (сжатые кулаки, сжатый рот);
3 - обычный мышечный тонус.
9. Оценка помехоустойчивости:
1 - значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях;
2 - обычное состояние без каких-либо изменений;
3 - повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех.
10. Особенности речи:
1 - нарушение речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос;
2 - обычная речь;
3 - повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества.
11. Общая оценка психического состояния:
1 - чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса;
2 - обычное состояние;
3 - состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус.
12. Степень распространенности признаков напряжения:
1 - большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма;
2 - отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но напротив, способствующие ее продуктивности;
3 - единичные слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание.
13. Частота возникновения признаков и состояния напряжения:
1 - признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин;
2 - некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;
3 - признаки напряжения не развиваются практически никогда.
14. Наличие психологического дискомфорта:
1 - резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики;
2 - единичные случаи быстро проходящих дискомфортных ощущений, не мешающих работе;
3 - отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, чувство внутреннего комфорта.
Плакат № 2
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и, в зависимости от Вашего состояния в данный момент, занесите номер одного из четырех вариантов ответа, в регистрационный бланк в графу «Таблица № 2». Над ответами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п |
Суждение |
Нет, это не так |
Пожалуй так |
Верно |
Совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скован |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю душевный покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Плакат № 3
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и занесите номер одного из четырех предложенных вариантов ответа, который в большей степени соответствует Вашему обычному состоянию, в регистрационный бланк в графу «Таблица № 3». Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п |
Суждение |
Нет, это не так |
Пожалуй так |
Верно |
Совершенно верно |
1 |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Я бываю раздражительным |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я легко могу расстроиться |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я сильно переживаю неприятности, долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я чувствую прилив сил, желание работать |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Меня тревожат возможные трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я бываю вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я все принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я чувствую себя беззащитным |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я бываю доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Бывает, что я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |