Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Cоциально-психологический тренинг (СПТ)
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 22 March 2013
Формы групповой работы психолога
Cоциально-психологический тренинг (СПТ)
Индивидуальный и групповой тренинг общения позволяет существенно повысить социально-психологическую компетенцию человека: его психологическую чувствительность, контактность, способность к ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п.
Организация тренинга.
Психологу следует помнить, что активное включение военнослужащих в тренинг возможно при определенных условиях и соблюдении следующих правил его проведения:
1. Занятия не должны проводиться «наскоком». Необходимо заранее подготовить место проведения СПТ и определить время его начала.
2. Перед началом СПТ создать непринужденную доверительную обстановку, снять напряжение, скованность военнослужащих.
3. Довести до участников нормы поведения в СПТ, убедиться в их понимании.
4. Тренинг следует начинать с легкой разминки, и лишь потом переходить к отработке основных психокоррекционных задач.
5. Все военнослужащие должны быть обеспечены ролями (тому, кому не хватило ролей активных участников определить роли экспертов).
Используемые игры и сюжеты должны отвечать следующим условиям:
содействовать сплочению подразделения;
способствовать формированию уставных взаимоотношений;
иметь познавательное значение;
создавать условия для индивидуального и группового творчества.
Многое зависит от игровой позиции психолога (руководителя СПТ), которая должна:
способствовать реализации игрового плана (т.е. к игре офицер должен относиться достаточно серьезно и в ходе ее отказаться от менторской позиции);
выражать благожелательное отношение к военнослужащим, быть открытым, восприимчивым и доступным;
способствовать формированию убежденности необходимости игрового поведения;
реализовывать быстрый переход из реального в игровой план, прежде всего за счет юмора;
проявляться в широком диапазоне игровых приемов.
Только в этом случае игровая позиция офицера-психолога будет способствовать выполнению её основных функций: гуманизации взаимоотношений с участниками тренинга, повышение сплоченности и срабатываемости в коллективной деятельности, экономии нервных затрат в общении и, наконец, обеспечению гибкого поведения руководителя.
Используемые в тренинге приемы должны максимально отвечать принципу «не навреди» и ни в коем случае не обострять и без того обостренные отношения между военнослужащими.
Напоминание: с участниками СПТ необходимо заранее оговорить нормы поведения при проведении упражнений и игр, без соблюдения которых тренинг может не только не дать результатов, но и попросту принести вред.
Нормы поведения участников СПТ:
проявлять доброжелательность и полное доверие друг к другу;
говорить в группе обо всем открыто и искренне;
отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу «здесь и теперь»;
оценивать не личность, а её действия, поведение и общение;
помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;
выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно;
доводить до руководителя игры впечатления и степень удовлетворенности игрой со стороны участников.