Основы деятельность психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): часть 2 - Пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 22 March 2013
Обычно применяется пяти-шаговая модель процесса консультационной беседы:
Этапы беседы |
Главные задачи этапа |
Используемые приемы |
1 |
2 |
3 |
1 этап начальный «Привет!» |
Установка эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». |
«Сопереживание»; «Эмпатийное слушание». |
2 этап «В чем проблема?» |
Зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безвыходности ситуации. |
«Преодоление исключительности ситуации»; «Поддержка успехами и достижениями»; «Структурирование беседы»; «Постоянное внимание к содержанию»; «Определение конфликта». |
3 этап «Чего Вы хотите добиться?» |
Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут? |
«Интерпретация»; «Планирование»; «Удержание паузы»; «Фокусирование на ситуации». |
4 этап «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» |
Работа с разными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив. |
«Исследование личностной динамики»; «Рефлексия»; «Директивные рекомендации»; «Фантазии». |
5 этап «Вы будете делать это?» |
Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка. |
«Логическая аргументация»; «Рациональное внушение уверенности». |
Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга) при неярком освещении.
Темп ведения беседы должен совпадать и у клиента и у психолога. Беседа может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога:
Слушаю Вас, или
Расскажите о себе, или
Что привело ко мне...
Создается возможность для разговора о себе, т.е. задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.
Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента. Есть люди, которые не идут на контакт. Если в течение 10 минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не строить беседу на вопросах. Поступая таким образом психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации беседы, что противоречит целям консультирования.
В процессе определения проблемы клиента, психолог может и часто должен выступить в роли «следователя», стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15 - 20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.
В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент:
что знает клиент о возможностях своих действий;
что знает клиент о своих целях;
что знает клиент о своих чувствах;
что знает клиент о своих мыслях;
а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.
Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни, при этом раскрывая потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, Вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т.п.
Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.
Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Язык консультационной беседы должен отвечать следующим правилам построения диалога:
не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения;
ориентируйтесь на ключевое слово - тему клиента;
не навязывайте свою точку зрения;
употребляйте простые слова и образы для передачи информации;
говорите кратко.
Консультирование не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе.
Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. При этом психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента в виде ответа на этот вопрос.
На этом этапе беседы психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение - один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, структурировать его внутренний мир. Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования.
Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, не рекомендуется продолжать более 10 минут. Целесообразно прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить свои позитивные возможности.
Третий этап беседы может быть обозначен как фаза осознания клиентом желаемого результата. Психолог вместе с клиентом определяет его идеал - каким клиент хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно.
Эта фаза беседы предполагает воздействие психолога - это основное содержание консультирования. Для клиента оно не должно выглядеть как-то по-особому. В диалоге с психологом происходит как бы «инсайд» - клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации консультационной беседы приведут и к изменению его поведения.