Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе - Принцип обучения на высоком уровне трудности

Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет такую организацию и технологию обучения в военном вузе, при которых курсанты и слушатели сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции, психологические качества с учетом собственных реальных способностей. Принцип позволяет уточнить основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее трудного к более трудному, от сложного к более сложному.

От военного преподавателя при соблюдении данного принципа требуется следовать следующим педагогическим правилам:

– обеспечивать отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей каждого обучающегося, осуществлять постоянную заботу о соблюдении правил доступности в обучении;

– воспитывать сознательное отношение курсантов и слушателей к преодолению реальных учебных трудностей, поощрять их и оказывать индивидуальную помощь, проводить дополнительные занятия с отстающими в учебе;

– создавать на каждом занятии обстановку, требующую от курсантов и слушателей максимального напряжения интеллектуальных и физических сил.

Наряду с перечисленным для реализации этого принципа военному преподавателю целесообразно широко применять на учебных занятиях наглядность в обучении, учитывая, что важное значение имеет соответствие используемых средств целям и задачам, содержанию и организации конкретного занятия. Кроме того, нужно применять средства наглядности творчески и методически грамотно, когда их использование педагогически целесообразно и необходимо. Военный преподаватель должен обеспечивать высокий эстетический уровень внешнего вида средств наглядности, добиваясь, чтобы они были яркими и доступными, разнообразными и конкретными, обеспечивали комплексное отражение всего учебного материала.

В высших военно-учебных заведениях при обучении курсантов и слушателей комплексно применяются следующие виды наглядности: натуральная или естественная (образцы оружия, боевой техники, специального оборудования), изобразительная (макеты, стенды, чертежи и т. п.), вербально-образная (словесное описание различных профессиональных действий, обстоятельств и условий их выполнения, примеров и т. д.), практический показ выполнения приемов и действий (личных и коллективных).

Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучающихся определяет позицию и отношение самих курсантов и слушателей к участию в процессе обучения.

Сознательность в обучении – это понимание обучающимися сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, положительное отношение к учению. Сознательность придает процессу обучения воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию у курсантов и слушателей высоких психологических и значимых профессиональных качеств личности.

Активность курсантов и слушателей в обучении – их интенсивная умственная (интеллектуальная) и физическая деятельность по овладению знаниями, навыками и умениями.

Самостоятельность в обучении – активное продвижение обучающихся к вершинам профессионального воинского мастерства, ориентирующееся на собственные усилия в учебном процессе, потребности и цели, мотивы и волю.

Этот принцип требует от военного преподавателя соблюдения следующих педагогических правил:

– добиваться осознания курсантами и слушателями значимости их будущей профессиональной деятельности; доводить до них цели и задачи каждого занятия; формировать положительное отношение обучающихся к учебному процессу, вызывать интерес к изучаемому материалу;

– поддерживать активность и творческие начинания курсантов и слушателей, стимулировать их познавательную деятельность, развивать мотивацию;

– ставить обучающихся в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми или приведенными фактами и имеющимися знаниями;

– обеспечивать понимание курсантами и слушателями смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывая их, опираться на знания и опыт обучающихся;

– вооружать курсантов и слушателей методами и приемами самостоятельной работы по приобретению новых знаний, навыков и умений, способствовать самостоятельному их использованию при решении учебных и практических профессиональных задач.

Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями. Для решения учебно-познавательных задач курсантам и слушателям объективно необходим целостный комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и умений, имеющих достаточную прочность для их использования в профессиональной деятельности. Чем они прочнее, тем быстрее и основательнее обучающиеся овладевают новым учебным материалом, своей будущей специальностью.

Данный принцип предполагает соблюдение военным преподавателем следующих педагогических требований:

– обеспечивать медленные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом и операциями, с осваиваемыми навыками действий, сокращая постепенно сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки;

– не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав у курсантов и слушателей положительных мотивов и стимулов;

– следить за логикой подачи учебного материала, ибо прочность знаний, логически связанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний;

– формировать установку обучающихся на длительное запоминание учебного материала, опираясь на все виды памяти и способы запоминания; стимулировать работу курсантов и слушателей, обучать их правилам и приемам самообразования;

– побуждать обучающихся к осознанному выполнению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении определяет организацию групповых действий на занятиях по различным учебным предметам и дисциплинам в тесном сочетании с индивидуальным подходом к обучению каждого курсанта (слушателя).

Этот принцип предполагает реализацию военным преподавателем следующих педагогических требований:

– систематически изучать курсантов и слушателей, выявлять их особенности и возможности; постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения; учитывать интеллектуальные и физические способности обучающихся и организовывать учебный процесс в строгом соответствии с ними. Требования принципа отражают сущность процесса индивидуализации в подготовке курсантов и слушателей, который может быть реализован посредством использования различных организационных форм: создания групп усиленной подготовки; проведения дополнительных индивидуальных занятий по усложненной программе; составления индивидуальных планов освоения учебной программы; предоставления самостоятельного выбора форм обучения и пр.;

– развивать индивидуальные способности каждого обучающегося в интересах формирования и сплочения курсантских коллективов, создавая в учебной группе положительный социально-психологический климат.

Принцип единства обучения и воспитания детерминирует обязательность осуществления целостного педагогического процесса. Ведь в процессе обучения у курсантов и слушателей формируются взгляды, чувства, ценности, качества личности, черты характера, привычки поведения. Все это может происходить как непреднамеренно, так и в силу специальной организации учебно-воспитательного процесса. Единство обучения и воспитания в ходе проведения учебных занятий должно достигаться усилиями всех его участников: и педагогов и обучающихся.

Необходимо указать на взаимосвязь принципов обучения с принципами воспитания. Опора только на принципы обучения при игнорировании требований принципов воспитания может привести к переходу военного преподавателя на позиции “натаскивания” обучающихся в узкой сфере. Именно взаимосвязь этих принципов придает учебному процессу в военном вузе воспитывающий характер, развивает курсантов и слушателей, обеспечивает их психологическую подготовку к будущей профессиональной деятельности, решению учебно-познавательных задач.

 

 

You are here: Главная Литература Военная психология Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе