Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе - Выбор методов обучения
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 September 2013
Выбор методов обучения может определяться
– общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов и слушателей;
– особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
– целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
– временем, отведенным на изучение того или иного материала;
– уровнем подготовленности курсантов и слушателей;
– уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– уровнем подготовленности и личных качеств самого военного преподавателя.
Ю. К. Бабанским [76] предложен несколько другой подход к выбору методов обучения, включающий шесть последовательных шагов преподавателя:
– принять решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога;
– определить соотношение репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам;
– определить соотношение индуктивной и дедуктивной логик, аналитического и синтетического путей познания, меру и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов;
– определить способы и средства стимулирования деятельности обучающихся;
– определить “точки”, интервалы и методы контроля и самоконтроля;
– продумать запасные варианты на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий военный преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.
Характеристика основных форм и средств обучения
Осуществление обучения требует знания и умелого использования военным педагогом разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования.
К сожалению, четкого определения понятия “организационная форма обучения” в педагогической литературе пока нет. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденными представлениями о сущности данной категории.
В науке понятие “форма” рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В энциклопедическом словаре понятие “форма” трактуется как “внешнее очертание, наружный вид, контур предмета” [88]. Форма всякого предмета, явления или процесса обусловлена его содержанием и в свою очередь оказывает на него обратное влияние. В философском словаре понятие “форма” определяется так: “…форма есть внутренняя организация содержания... Форма отражает систему устойчивых связей предмета” .
Применительно к дидактике высшей военной школы, форма – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности курсантов и слушателей. Представляя собой наружный, внешний вид циклов обучения, форма отражает также систему устойчивых связей компонентов внутри каждого цикла обучения и зависит от количества обучающихся (индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные), места проведения (аудиторные и самостоятельная работа), порядка проведения занятия