Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе - Основные аспекты целостности педагогического процесса

Основные аспекты целостности педагогического процесса

В содержательном плане целостность педагогического процесса в военном вузе обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования – не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса, а также функций психологической подготовки.

В организационном плане педагогический процесс в военном вузе приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

– процесса освоения, проектирования и конструирования содержания образования и учебно-материальной базы;

– процесса делового взаимодействия педагогов и обучающихся по содержанию образования, усвоение которого обучающимися и является основной целью этого взаимодействия;

– процесса взаимодействия педагогов и обучающихся на уровне личностных отношений (неформальное общение);

– процесса освоения курсантами и слушателями содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание);

– процесса психологической подготовки обучающихся с целью формирования у них положительного отношения к воинскому труду, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью офицера в мирное и военное время, соответствующей эмоционально-волевой устойчивости.

Все перечисленные аспекты охватывают педагогический процесс в его целостности. Теперь рассмотрим, как проявляется это качественное своеобразие педагогического процесса через его законы и закономерности.

Наиболее общая устойчивая тенденция образования как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это главный закон реализации педагогического процесса, с которым тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Среди них целесообразно указать на зависимость эффективности педагогического процесса в военном вузе от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т. п.). Во многом эти условия определяются социально-экономическим положением в стране, а также действиями субъективного фактора – руководителей вуза, профессорско-преподавательского состава, офицеров командных и воспитательных структур. К важным следует отнести зависимость педагогического процесса в военном вузе от требований современной войны, уровня развития боевой техники и оружия, способов их применения, развития военной науки и практики. Объективной является зависимость результатов педагогического процесса от особенностей взаимодействия его участников. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям курсантов и слушателей и др.

Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются его содержанием и т. д.

Педагогический процесс в военном вузе – это сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс. На него оказывают влияние самые различные факторы – внутренние и внешние, объективные и субъективные, долговременные и ситуативные, – поэтому в этом процессе своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня и порядка. Высший уровень составляют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В педагогическом процессе своеобразно проявляются закономерности развития общества, формирования личности и коллектива, познавательной деятельности и др. И, конечно, ему присущи педагогические закономерности, комплексно выражающие наиболее существенные связи и отношения этого процесса.

You are here: Главная Литература Военная психология Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе