Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе - Концепция модульного обучения

 

Концепция модульного обучения (Т. И. Шамова, П. Юцявичене и другие), нашедшая широкое применение в высшей военной школе, основана на парадигме, суть которой состоит в том, что курсант (слушатель) должен учиться сам, а педагог обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.

По мнению Е. Н. Шиянова и И. Б. Котовой [73], модульное обучение интегрирует в себе многие прогрессивные идеи, востребованные из других педагогических концепций и теорий. Так, в частности, из концепции программированного обучения модульное обучение заимствует идеи активности обучающегося, реализуемой в процессе четких действий, осуществляемых в определенной логике; постоянного подкрепления своих действий на основе самоконтроля; индивидуализированного темпа учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется идея ориентировочной основы деятельности. Кибернетический подход к организации учебного процесса обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью курсантов и слушателей, а психологическая теория – идеей рефлексии обучающихся. Основы теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения также нашли свое отражение в принципах и правилах построения модульного обучения, отборе методов и форм его осуществления в высшей военной школе.

Наиболее обстоятельно концепция модульного обучения раскрыта в работах П. Юцявичене [99]. По ее мнению, сущность данного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно (или с определенной помощью) достигает дидактических целей в процессе освоения модуля. Под учебным модулем в этом случае понимается система высокого уровня целостности, представляющая собой целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им курсанта (слушателя). В модуль входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство для обучающегося по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль – это своего рода программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу его освоения курсантами и слушателями.

Содержание учебной дисциплины в условиях модульного обучения представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Усвоение каждого из них осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указание не только на требуемый объем изучаемой информации, но и на уровень ее усвоения. Каждый обучающийся получает от военного педагога в письменной форме методические рекомендации, как наиболее целесообразно изучать учебный материал, где взять необходимые источники, его содержащие.

В условиях реализации модульного обучения изменяются формы взаимодействия военного педагога с курсантами и слушателями. Оно происходит через освоение очередных модулей и носит явно выраженный субъкт-субъектный характер. Обучающийся самостоятельно учится целеполаганию, планированию своей учебно-познавательной деятельности, ее организации, а также производит самоконтроль и самооценку достигнутых результатов. Это дает ему возможность осознать себя в учебном процессе, самому определить уровень освоения знаний и видов деятельности, увидеть имеющиеся пробелы. Педагог со своей стороны осуществляет управление познавательной деятельностью курсанта (слушателя) как через модули, так и непосредственно, организуя ее контроль и коррекцию. Учитывая, что модули, как правило, представляются в печатной форме, для военного педагога легко решаются проблемы индивидуализации обучения (индивидуальные консультации, дозированная индивидуальная помощь и др.).

Наряду с этим использование модульного обучения в высшей военной школе предполагает знание педагогом целого ряда правил, обеспечивающих управление познавательной деятельностью курсантов и слушателей:

– перед каждым модулем целесообразно проводить входной контроль знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к изучению следующего модуля;

– в случае необходимости организовывать соответствующую коррекцию знаний и умений курсантов и слушателей;

– обязательно предусматривать текущий и промежуточный контроль в конце изучения каждого учебного элемента в виде самоконтроля, контроля со стороны преподавателя, сверки с образцом и т. д.;

– после завершения работы с модулем обязательно осуществлять итоговый (выходной) контроль.

Цель текущего и промежуточного контроля – выявление пробелов в усвоении и их своевременное устранение, а итоговый (выходной) контроль показывает общий уровень освоения модуля. При коррекции в модуле должна быть предусмотрена возможность для повторного освоения его содержания.

Наряду с описанным существует и другой подход к организации модульного обучения в военном вузе, например, как деление содержания учебной дисциплины на модули в соответствии с общностью целей и задач, решаемых военным педагогом в учебном процессе. Для этого ряд тем или даже разделов объединяется в отдельный модуль, позволяющий преподавателю, во-первых, представить отобранное содержание дисциплины в виде самостоятельной дидактической системы, предусматривающей использование для ее изучения конкретных форм, методов, средств обучения и контроля; во-вторых, отслеживать порядок освоения курсантами и слушателями цельных самостоятельных блоков учебных единиц. Этот подход более подробно будет представлен в шестой главе пособия.

К сожалению, рамки пособия не дают возможность описать все существующие сегодня в педагогике концепции обучения. В настоящее время наряду с названными в российской высшей военной школе широкое применение находят теории коллективного взаимообучения, контекстного, разноуровневого, адаптивного обучения и другие. Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, однако основу любой из них составляет учебно-познавательная деятельность курсантов и слушателей.

You are here: Главная Литература Военная психология Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе