Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе - Педагогический процесс как целостное явление

Педагогический процесс как целостное явление

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения, воспитания и развития: учитель учит, а воспитатель воспитывает и развивает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения, воспитания и развития личности. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов учебной деятельности и считал, что от комбинации основных элементов всякой школы более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.

Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.

Большой вклад в развитие понимания целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.

Однако, начиная с 30-х годов, основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения, воспитания и развития как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями образовательной практики, возобновился в середине 70-х годов. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и другие). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и другие) едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.

Важный вклад в развитие целостности педагогического процесса в условиях высшей военной школы внесен А. В. Барабанщиковым, В. И. Вдовюком, В. П. Дывыдовым, Н. С. Кравчуном, И. Д. Ладановым, Н. Ф. Феденко, Л. Ф. Железняком и другими учеными. Ими была обоснована структура целостного педагогического процесса в военном вузе, включающая обучение, воспитание, развитие (умственное и физическое) и психологическую подготовку будущих офицеров.

Рассмотрим сущность и особенности педагогического процесса как целостного явления.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс в военном вузе предполагает такую организацию жизнедеятельности курсантов и слушателей, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям, оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю и др.

Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс в военном вузе не сводим к единству процессов обучения, воспитания, личностного развития и психологической подготовки, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, физического и других видов воспитания как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями военных педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности курсанта (слушателя) и специально организуемыми влияниями на него педагогов.

You are here: Главная Литература Военная психология Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе