Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Сущность процесса структурирования

 

Сущность процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, модуля, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. Вследствие этого процесс структурирования отвечает на вопросы: какова должна быть структура содержания и какова последовательность освоения элементов этого содержания? Применительно к структурированию содержания темы это означает выявление вопросов темы и последовательности их изучения в соответствии с логикой их взаимосвязи.

Для этапа структурирования содержания темы важное значение имеют практические формы реализации принципов структурирования и их наглядного представления в процессе непосредственной работы преподавателя. В педагогической литературе по данной проблеме к настоящему времени разработано значительное разнообразие таких форм. В частности, в работах В. П. Беспалько, А. А. Золотарева и других ученых указывается на возможность наглядного представления содержания и структуры учебного материала в виде матриц связей, графов учебной информации, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения учебных занятий, листов основного содержания и т. п.

Для примера раскроем сущность таких форм структурирования учебного материала, как матрица связей и граф учебной информации.

Матрицы связей в наглядной форме отражают содержательные и смысловые связи между учебными дисциплинами (междисциплинарные связи), темами (внутрипредметные связи) или между вопросами темы (внутритемные связи). Любая матрица строится по одному правилу: на пересечении строк и столбцов отмечается, например знаком “+” или цифрой “1” наличие связей между анализируемыми дидактическими единицами (вопросами, темами, дисциплинами). Если связи содержания не противоречат законам формальной логики, то при правильно построенной последовательности рассматриваемых структурных единиц матрица будет диагональной и ниже ее диагонали не окажется заполненных клеток. Если этого нет, то корректировкой содержания и изменением последовательности его изучения добиваются правильной логической последовательности изучения учебного материала.

 

Вопросы темы

1

2

3

4

5

Число

связей

1

1

1

1

1

4

2

0

1

1

2

3

1

1

2

4

1

1

Рис. 6.3. Матрица внутритемных связей

На рисунке 6.3 приведен пример построения матрицы внутритемных связей. Строка означает использование содержания каждого вопроса для изучения последующих. Столбец – опора каждого вопроса на последующие. На пересечении строк и столбцов цифрой 1 указано наличие связи между соответствующими вопросами, а цифрой 0 – ее отсутствие. Треугольная форма рабочего поля матрицы и отсутствие связей между вопросами темы ниже главной диагонали матрицы свидетельствует о правильном выборе последовательности изучения вопросов темы.

Граф учебной информации – это множество элементов содержания, построенных в определенных связях и отношениях. В отличие от матрицы связей, отражающей логические связи элементов содержания, он отражает выбранный преподавателем замысел построения и изложения учебного материала. В графе учебной информации (рис. 6.4) все его вершины (элементы) располагаются на горизонтальных линиях, каждая из которых соответствует выделенному основанию графа. Для его построения сначала формируется спецификация оснований графа – перечень его оснований, представленных в определенной, в соответствии с принятой преподавателем логикой изложения материала, а затем отбираются элементы графа.

clip_image008

Рис. 6.4. Граф изучения темы

Педагогическая практика свидетельствует о том, что все названные выше формы могут быть в полной мере востребованы военным преподавателем-технологом. Их выбор обусловлен прежде всего целями обучения, объемом содержания, профессиональной подготовленностью и компетентностью самого педагога, возможностью структурирования учебного материала (лучше поддаются структурированию точные науки физико-математического, технического и специального направлений) и т. д. В приложении предложен фрагмент технологической карты изучения одного из модулей учебной дисциплины “Психология и педагогика”, в котором наглядно отражены основные формы представления содержания изучаемого материала как модуля в целом, так и конкретной темы.

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения