Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса

Дидактические основы информационно-технологического обеспечения учебного процесса в военном вузе

Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса

 

Общество и образование неотделимы. Об этом убедительно свидетельствует то, что любые глобальные перемены, с которыми сталкиваются общество и цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования. Успехи развития нашего государства в XXI веке, его возможности выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современных образовательной и информационной сфер общества. Учитывая это, можно утверждать, что стратегические цели, пути и этапы информатизации высшего образования совпадают с общими направлениями информатизации общества в целом.

Поскольку система высшего образования как социальный институт общества выполняет социальный заказ, то она выступает как объект социального управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осуществляет финансирование, задает правовые рамки ее деятельности, разрабатывая и проводя ту или иную образовательную политику. В рамках этой политики на государственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования. В качестве одного из ведущих направлений развития высшего образования в России сегодня рассматривается его информатизация. Под информатизацией образования в широком смысле понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком – внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [84].

В руководящих документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования в качестве стратегической цели информатизации высшей школы провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с современным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

В результате достижения обозначенной цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель является по своей сути долгосрочной и потому будет сохранять свою актуальность на протяжении нескольких ближайших десятилетий.

Наряду со стратегической целью определены и частные цели информатизации высшего образования. К ним, в частности, относятся:

– подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;

– увеличение степени доступности образования за счет развития средств телекоммуникаций и системы дистанционного обучения;

– интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную инфраструктуру мирового сообщества и др.

По существу, ставится задача качественного изменения в состоянии всей информационной среды системы высшего (в том числе высшего военного) образования, представления возможностей как для ускоренного, прогрессивного развития каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.

Рассмотрим особенности современного этапа информатизации высшего военного образования в России.

Несмотря на все трудности, переживаемые нашим государством на современном этапе его развития, процесс информатизации высшего военного образования в России идет. Однако темпы его остаются весьма низкими. Они серьезно сдерживаются рядом причин:

– во-первых, в военных вузах отсутствует единая методология проектирования и внедрения в педагогическую практику информационных средств обучения;

– во-вторых, разработка научно-педагогических основ информатизации не успевает за развитием компьютерной техники и программно-аппаратных средств;

– в-третьих, применение информационных средств не ориентировано на создание целостных дидактических комплексов, позволяющих на информационном уровне всесторонне обеспечить учебный процесс;

– в-четвертых, обучение не связано единым замыслом в рамках технологического подхода, а направлено на достижение “узких” (тактических) учебных целей – ускорение усвоения учебного материала, “натаскивание” по узким темам, демонстрация трудновоспроизводимых физических процессов;

– в-пятых, слабо развита координация и кооперация военных вузов различных силовых министерств и ведомств при разработке программного и методического обеспечения процесса информатизации;

– в-шестых, руководящий и профессорско-преподавательский состав недостаточно подготовлен к использованию современных информационных средств. Все это приводит к разрыву между потенциальными и реальными возможностями информатизации учебного процесса в военных вузах.

Отсюда вполне правомерно можно сделать вывод о наличии объективно сложившегося противоречия между необходимостью информатизации учебного процесса в высшей военной школе на основе применения современных информационных технологий обучения и возможностью их реализации в рамках используемых сегодня традиционных моделей обучения.

Анализ научных источников и педагогической практики показывает, что в настоящее время в образовательном процессе военных вузов преобладает традиционная организация обучения, доминация нескольких устойчивых тенденций, связанных прежде всего с количественными показателями:

– пополнение содержания преподаваемых дисциплин лавинообразным потоком информации неминуемо требует увеличения сроков подготовки военных специалистов, количества часов на изучение учебного предмета. Этот процесс не беспределен, он, в сущности, уже исчерпал свои возможности;

– развитие науки порождает новые отрасли, что приводит к увеличению числа преподаваемых в военных вузах учебных дисциплин. Многопредметность усложняет учебный процесс, затрудняет усвоение учебного материала, порождает дублирование его содержания, создает помехи в комплексной подготовке специалистов для силовых министерств и ведомств;

– действие сложившегося стереотипа, устойчивой инерции старых, экстенсивных подходов к решению дидактических задач (оправдание слабой эффективности обучения нехваткой часов на изучение учебных предметов, чрезмерной раздробленностью учебного материала и т. д.).

Отсюда можно сформулировать как минимум две первоочередные задачи информатизации высшего военного образования.

Первая – повышение уровня подготовки военных специалистов за счет совершенствования технологий обучения, применяемых сегодня в высшей военной школе, и широкого внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных средств, т. е. создание в военном вузе специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, способствующей возникновению и развитию информационного взаимодействия между обучающимися и преподавателями на основе использования современных технологий обучения.

Вторая – овладение выпускником военного вуза комплексом знаний, навыков и умений, выработка качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное функционирование в условиях информационного общества, в котором информация становится решающим фактором высокой эффективности ратного труда.

О приоритетности решения названных задач сегодня можно спорить, меняя их местами и доказывая важность каждой из них. Однако вторая задача является производной от первой, так как ее достижение полностью детерминировано решением проблемы совершенствования учебного процесса на основе применения современных технологий обучения. Будем исходить именно из данной посылки, рассматривая далее аспекты информационно-технологического обеспечения учебного процесса.

Проблема всестороннего обеспечения учебного процесса всегда находилась в центре внимания отечественных педагогов-исследователей, например, таких как В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, М. В. Кларин, В. А Сластенин и других. Однако анализ научно-методических источников позволяет сделать вывод о том, что по этой проблеме единых, принимаемых всеми учеными, научных положений до сих пор не выработано. В различных пособиях и учебниках можно встретить обоснование таких видов обеспечения учебного процесса, как “методическое”, “учебно-методическое”, “системно-методическое”, “научно-методическое”, “программно-методическое”, а также “учебно-материальное” и “техническое”. При этом два последних определяют в основном материальную сторону обеспечения учебного процесса и являются скорее исключением из предложенного перечня.

Семантический анализ названных видов обеспечения позволил выявить сущностный смысл, который вкладывается авторами при их обосновании и определении. Абсолютное большинство из перечисленных видов обеспечения является однопорядковым, имеющим общий родовой признак, в качестве которого выступает методическое обеспечение учебного процесса, под которым понимается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками, т. е. совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического воздействия или педагогического взаимодействия с обучающимися. В данном случае речь идет о поиске преподавателем наиболее рациональных методов организации учебного процесса, но наряду с методической стороной, которая выступает в качестве ведущей, особо подчеркивается роль выбора педагогом адекватных избранной методике дидактических средств.

В словосочетаниях “системно-методическое” и “научно-методическое” подчеркивается глубина проработки данных аспектов обеспечения. В первом случае говорится о необходимости подходить к методическому обеспечению учебного процесса с системных позиций, учитывая все компоненты процесса обучения как целостной педагогической системы, во втором – с позиций научного обоснования применяемых педагогом методов, способов, приемов организации обучения и используемых при этом дидактических средств.

Несколько отличается подход к трактовке такого вида обеспечения, как программно-методическое. В отличие от предыдущих, при раскрытии его сущности главный акцент делается, как правило, не столько на методической стороне обеспечения, сколько на необходимости выбора военным педагогом соответствующих ей адекватных средств обучения. Введение в научный оборот и обоснование этого вида обеспечения произошли сравнительно недавно и связаны с развитием, как самой дидактики, так и научно-технического прогресса в сфере образования. Впервые вопрос о программном обеспечении возник с появлением в вузах компьютерных средств обучения и необходимостью их программной поддержки. Это привело к созданию в учебных заведениях специальных программно-методических комплексов (далее по тексту ПМК), представляющих собой совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения. Приверженцами идеи создания подобных комплексов стали А. А. Андреев, В. И. Боголюбов, О. А. Козлов, И. В. Роберт, И. М. Шлапаков и другие ученые.

Анализ основных характеристик названных видов обеспечения учебного процесса позволяет сделать обобщающий вывод. Во всех случаях их содержание раскрывается через совокупность используемых методов, средств и форм обучения, позволяющих военному педагогу всесторонне поддержать учебный процесс, делать его эффективным и результативным, точнее, речь идет о разработке соответствующей дидактическим целям методической системы обучения. При этом следует обратить внимание, что любая методическая система включает в себя пять составных компонентов – цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, которые тесно взаимосвязаны и изменение одного из них обязательно влечет за собой изменение других.

В настоящее время в условиях информатизации высшего образования, насыщения учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными средствами требуется по-новому оценить проблему всестороннего обеспечения учебного процесса. Это связано с тем, что дидактика как наука не стоит на месте, она постоянно развивается, наполняясь новым смыслом и содержанием. Описанные выше виды обеспечения учебного процесса уже не позволяют адекватно отразить особенности и специфику обучения в новых современных условиях. С этих позиций обоснуем сущность, содержание и структуру понятия информационно-технологическое обеспечение учебного процесса (далее по тексту ИТОУП).

Если проследить исторический путь разработки и становления различных видов обеспечения учебного процесса в высшей военной школе, то вполне объективно можно утверждать, что их рассмотрение напрямую связано с совершенствованием отдельных компонентов методической системы обучения. Особенно эта связь очевидна со становлением различных методов обучения и появлением новых дидактических средств. Так, например, разработка теоретических основ методического обеспечения ассоциируется с бурным развитием в 60–70 годы XX столетия частных методик обучения, а введение понятий “учебно-методическое” и “программно-методическое” обеспечение с внедрением в учебный процесс соответственно учебно-методических и программно-методических комплексов (УМК и ПМК).

По аналогии информационно-технологическое обеспечение целесообразно рассматривать с позиций широкого использования в образовательном процессе высшей военной школы информационных средств и информационной продукции учебного назначения, а также современных технологий обучения.

В качестве методологической основы ИТОУП выступает теория дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Согласно данной теории, содержательная и процессуальная стороны обучения неразрывно связаны между собой, они взаимозависимы и взаимодополняемы. Изменение любой из них соответствующим образом приводит к изменению другой. С этих позиций информационно-технологическое обеспечение учебного процесса предполагает включение двух составляющих - информационной и технологической.

Проанализируем сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса, последовательно раскрывая каждую из его составляющих.

Информационную составляющую, реализующую содержательный аспект обучения, целесообразно рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления курсантам, слушателям и педагогу учебной и другого рода вспомогательной информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей и обеспечивающей достижение гарантированного педагогического результата. Раньше в условиях информатизации обучения эта задача решалась, как правило, использованием в учебном процессе соответствующих дидактических средств – программных педагогических продуктов. Они специально разрабатывались в интересах реализации определенной методики обучения, или, как свидетельствует педагогическая практика, уже под готовые программные продукты разрабатывалась соответствующая методика их применения. В совокупности методика обучения и поддерживающие ее программные продукты составляли ПМК, выступающий в качестве основы программно-методического обеспечения учебного процесса. Такой подход и сегодня имеет весьма широкое применение в ряде высших военно-учебных заведений России, но у него есть и ряд серьезных недостатков, на которых следует остановиться подробнее.

Во-первых, в условиях информатизации учебного процесса применение ПМК позволяет успешно решать достаточно узкий класс частных дидактических задач, направленных в основном на достижение тактических учебных целей. Это обусловлено изначальной их ориентацией на определенную методику обучения.

Во-вторых, большинство из применяемых сегодня в высшей военной школе ПМК носят узкоспециальный характер, определяемый методикой проведения отдельных видов учебных занятий в рамках изучаемой предметной области. Это весьма ограничивает возможности их применения за пределами одного военного вуза.

В третьих, ПМК, используемые в интересах изучения одной учебной дисциплины, слабо интегрируются в единую дидактическую систему с целью решения общих (стратегических) задач профессиональной подготовки военных специалистов конкретного профиля.

В-четвертых, программные продукты, входящие в состав ПМК, часто разрабатываются на разной программно-технической базе, что также существенно затрудняет их системную интеграцию и применение в единой информационной среде военного вуза.

В-пятых, в абсолютном большинстве случаев ПМК ориентированы только на компьютерные методы обучения и поэтому в их состав не включаются такие дидактические средства, как методические разработки и учебные материалы. Все это свидетельствует об актуальности поиска путей устранения указанных недостатков.

Сейчас в ведущих военных вузах России характерной особенностью процесса обучения является переход от этапа частичной, фрагментарной, мелкосерийной информатизации к индустриальной и широкомасштабной, от информационных технологий, основанных на слабо интегрированном программном обеспечении, к технологиям, ориентированным на графические рабочие станции, локальные, распределенные и глобальные вычислительные сети и системы. С этих позиций информационная составляющая ИТОУП может быть реализована в военном вузе на основе применения дидактических комплексов информационного обеспечения учебной дисциплины (далее по тексту ДК).

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения