Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения - Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе

Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе

 

Недостаточность информации о личных особенностях учебной деятельности конкретного курсанта (слушателя) на протяжении всего периода изучения им учебной дисциплины, как правило, содержащейся в одиночных оценках, выставляемых при устном или письменном опросе, выполнении контрольной работы и т. д., приводит к необходимости оценивать его по среднему баллу. Однако ориентация на средний уровень курсантов и слушателей оказывает отрицательное влияние не только на формирование качества знаний, но и лишает способных обучающихся возможности максимально раскрыть свой индивидуальный потенциал.

В современной дидактике высшей военной школы решение этой проблемы связывается прежде всего с разработкой различных рейтинговых способов оценивания, особенностью которых является определение ранга (места) обучающегося, которое он занимает при изучении дисциплины в учебной группе, учебном потоке и т. д. Переход к рейтинговым оценкам позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности курсанта (слушателя), а с другой – увеличить состязательность учения, объективизировать оценки, учитывая не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Именно установление рейтинга обучающегося способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки. Каждый вид учебной деятельности имеет свою “стоимость”, “цену” (весовой коэффициент). Поэтому назначение рейтинга за оценку зависит от весового коэффициента вида занятия и от уровня сложности заданий, выполняемых обучающимся. Таким образом, “стоимость” работы, выполненной курсантом (слушателем) безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения этого задания. Следует подчеркнуть, что в ходе разработки рейтинговой системы контроля военный преподаватель вправе сам самостоятельно расставить акценты в выборе баллов по видам занятий.

 

К основным преимуществам рейтингового контроля в военном вузе следует отнести:

во-первых, возможность управления познавательной деятельностью курсантов и слушателей с использованием целостной системы рейтинговых баллов. В данном случае речь идет не только о начислении их обучающемуся за выполнение конкретных учебных заданий, но и о поощрительных баллах, которые могут быть добавлены ему за активность на занятиях, своевременность выполнения учебных заданий и творческий подход к их решению, участие в научной работе, выступление с докладами на конференциях, участие в конкурсах научных работ и т. п.

Во-вторых, использование военным преподавателем шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями способствует в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью осуществлять мониторинг успешности обучения курсантов и слушателей по данному учебному предмету и вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения (месяц, семестр, учебный год).

В-третьих, широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства курсантов и слушателей прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своей учебы с результатами товарищей. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность, активизируются амбиции субъекта обучения, что способствует формированию такого важного для обучающегося качества, как умение рационально, с учетом своих сил, распоряжаться имеющимся ресурсом времени.

В-четвертых, возможность при оценке успеваемости курсанта (слушателя) отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости.

В-пятых, использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений курсантов и слушателей позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т. п.

В-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы дает возможность полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме.

Педагогическая практика применения в российских военных вузах рейтинговых систем контроля свидетельствует о следующих позитивных тенденциях, наметившихся при этом: повышается ритмичность и системность в работе курсантов и слушателей; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации при подготовке к занятиям характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся; количество традиционных “задолжников” по различным формам контроля уменьшается и т. п.

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения