Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 September 2013
Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения
Лекция как ведущий метод изложения учебного материала
В высшей военной школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово “лекция” имеет латинский корень “lection” – чтение. Она выступает в качестве ведущего звена всего дидактического цикла обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия курсантами и слушателями. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в военном вузе. В их аргументах есть значительная доля истины, над которыми военным преподавателям следует задуматься. Каковы же доводы противников лекции?
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление курсантов и слушателей. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни курсанты и слушатели успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения и т. п.
Однако опыт обучения в высшей военной школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки курсантов и слушателей, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в военном вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения – семинаром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подготовкой обучающихся. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых более подробно будет идти разговор во втором пункте главы.
Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе военного вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, в част-ности:
– при отсутствии учебников по новым только формирующимся учебным дисциплинам лекция является основным источником информации;
– если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели (в современных условиях информационного прогресса это становится очень актуальным);
– в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методической переработки лектором;
– когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мнения, взгляды, концепции, то лекция необходима для их объективного освещения;
– лекция ничем не заменима в тех случаях, когда особенно необходимо личное эмоциональное воздействие лектора на курсантов и слушателей. В этом случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.
Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели вузовской лекции, ее основные функции.
- Prev
- Next >>
- Prev
- Next >>