Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 September 2013
Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе
Дидактические основы организации и проведения игрового обучения в военном вузе
Игры, применяемые в педагогической практике военных вузов, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность курсантов и слушателей. Для учебных игр характерны:
– многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального;
– необходимость принимать решения в условиях неопределенности и в обстановке условной практики;
– многообразие условий проведения игры, отличающихся от стандартных, появление которых возможно в будущей практической деятельности военного специалиста;
– сжатые временные рамки, возможность неоднократной повторяемости ситуаций;
– наглядность последствий принимаемых решений;
– интеграция теоретических знаний, полученных курсантами и слушателями, с практикой будущей профессиональной деятельности, приобретение навыков работы по специальности;
– широкие возможности индивидуализации обучения.
В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление курсантов и слушателей не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций. В ходе учебной игры имеется возможность отменить решение, которое оказалось неудачным, вернуться назад и принять другой ряд решений, для того чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. При этом одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз для того, чтобы дать возможность обучающимся побывать в разных ролях и предложить в них свои решения.
Учебные игры развивают и закрепляют у курсантов и слушателей навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:
– сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений;
– принятия решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценки эффективности принимаемых решений;
– анализа определенного типа задач;
– установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;
– работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;
– абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.