Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Суть методической тактики руководителя семинара

 

Таким образом, суть методической тактики руководителя семинара имеет ряд задач:

– создать непринужденную, раскованную обстановку в аудитории и на этой основе организовать оживленный обмен мнениями, полемику и дискуссию по основным вопросам плана семинара;

– всеми мерами развивать и поощрять активность курсантов и слушателей, добиваться их внимательного и критического отношения к выступлениям товарищей;

– обеспечивать проблемную постановку вопросов и разрешение их путем раскрытия противоречий реальной жизни;

– добиваться свободного выступления обучающихся, способности к логическому анализу и оценке своих выступлений и выступлений товарищей по группе.

Семинар, как и любой другой вид учебных занятий, предполагает широкое использование средств наглядности и иллюстративного материала. Опыт многих преподавателей военных вузов свидетельствует о том, что только с помощью средств наглядности удается достигать высокой степени эмоционального воздействия на курсантов и слушателей при изучении учебного материала.

Из средств наглядности чаще всего используются плакаты, компьютерные слайды и слайды, изготовленные на специальных прозрачных поверхностях, диафильмы (диапозитивы), грамзаписи и т. п. Они могут служить графической опорой для логического мышления обучающихся, облегчать усвоение сложных абстрактных научных понятий, дисциплинировать выступающих и способствовать экономии учебного времени.

Заключительное слово военного преподавателя определяется содержанием семинара и может содержать:

– оценку выступлений каждого обучающегося и группы в целом;

– оценку уровня обсуждения вопросов в целом;

– краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение;

– ответы на вопросы, которые не получили должного освещения в ходе семинара;

– оценку сильным и слабым сторонам выступлений, причем отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из курсантов (слушателей), если оно того заслуживает;

– рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;

– пожелания по подготовке к очередному семинару.

Заключение по итогам семинара не должно превышать 10 минут. Язык должен быть лаконичным и строгим, мысль предельно сжата. В речи не должно содержаться назиданий и поучений. Методическое мастерство, такт и интеллект военного преподавателя наиболее рельефно отражаются именно в заключительном слове.

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения