Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Подготовка преподавателя к проведению практического занятия

 

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает

– подбор вопросов, контролирующих знание и понимание курсантами и слушателями теоретического материала, который был изложен на лекциях и изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех обучающихся создалась целостная теоретическая основа – костяк предстоящего занятия;

– выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, преподаватель должен знать: почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь курсант и слушатель (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную “ступеньку” обучения, заботясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);

– решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача, предложенная курсантам и слушателям, должна быть предварительно решена и методически обработана);

– подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, итогового выступления;

– распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

– подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие проводится, как правило, с учебной группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивидуальные особенности курсантов и слушателей данной группы. Это касается распределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для решения.

Создав систему практических задач (логических заданий) для темы, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, военный преподаватель приступает к разработке плана проведения практического занятия.

В какую форму целесообразно облечь рабочий план преподавателя? Однозначного ответа, разумеется, никто дать не может. По-видимому, целесообразна та форма, к которой привык сам педагог. Практика работы военных вузов показывает, что такой план может включать общие исходные данные для проведения занятия и содержательную его часть.

В плане проведения практического занятия должны быть ответы на следующие вопросы:

– сколько времени необходимо затратить на опрос курсантов и слушателей по теории и какие вопросы необходимо задать?

– какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности?

– на что обратить внимание в той или иной задаче?

– как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче?

– каких курсантов и слушателей нужно будет опросить по теории и каких вызвать к доске для решения задач?

– какие задачи можно предложить для решения на местах без вызова к доске?

– какие задачи предложить “сильным” обучающимся?

– какие задачи задать для проработки в часы самостоятельной работы?

План проведения практического занятия отрабатывается военным преподавателем на основе определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины и в технологии обучения.

You are here: Главная Литература Военная психология Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения