Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения - Деловые игры, используемые в учебном процессе
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 September 2013
Деловые игры, используемые в учебном процессе, обладают широкими дидактическими возможностями, поскольку они обеспечивают:
– закрепление и комплексное применение знаний, полученных курсантами и слушателями при изучении разных дисциплин (интеграционная роль игр), формирование четкого представления о профессиональной деятельности в избранной специальности;
– развитие у обучающихся навыков эффективного управления реальными процессами, в том числе с помощью современных математических методов и технических средств;
– освоение особенностей коллективной профессиональной деятельности, приобретение навыков организации взаимодействия с органами обеспечения и обслуживания.
Возможности деловых игр настолько широки, что в ряде военных вузов их стали использовать не только для обучения, но и для контроля обученности, в том числе даже на государственных экза- менах.
При разработке деловой игры особое значение имеет выбор целей и объекта игры. Для этого на основе анализа учебной программы и другой документации следует определить и зафиксировать, какие дидактические цели предлагается достигнуть проведением данной игры. А затем выбрать подходящий объект игры.
Выбрав объект игры, военному преподавателю необходимо исследовать прототип игровой системы управления, и вскрыть закономерности его функционирования. Для этого важно изучить и зафиксировать воздействия внешней среды, применяемые в процессе принятия решений, математические методы, технические средства, графические и другие модели, исходные данные и формы представления информации, состав и функции участвующих в работе служб и отдельных должностных лиц.
На основании перечисленных правил разрабатываются модель, принципы и механизм игры. При этом следует иметь в виду, что модель деловой игры это определенное упрощение реальной действительности, без которого учебная игра вряд ли вообще была бы осуществима, особенно по затратам времени и средств.
Одновременно учитывается необходимость упрощенно представить в игре влияние внешней среды, связи с ней. Для этого существующие связи с внешней средой должны быть в игре заменены условным воздействием конкретных игровых элементов и показателей.
Последовательность операций и их взаимосвязь удобно отображать в виде блок-схемы, охватывающей не только собственно процесс игры, но и подготовку к ней, а также учет и анализ результатов. Каждая операция (процедура), выполняемая участниками игры, представляет собой информационный процесс, сопровождаемый получением, обработкой и выдачей сведений. Эти сведения должны быть отражены в документах, используемых в процессе игры. Разработка форм документов и маршрутов их движений – важный этап создания деловой игры. Надо стремиться к тому, чтобы используемые документы по возможности соответствовали применяемым в реальной обстановке, хотя они отнюдь не всегда могут и должны быть идентичными (учитывая произведенные упрощения и замены). Следует обеспечить максимальную простоту и удобство заполнения игровых документов, использование стандартных, заранее заготовленных бланков.
На основе полученной документации ведется детальная разработка процедур, реализуемых участниками игры, т. е. из процесса учебной игры выбирается и фиксируется по каждому участнику игры вся совокупность и последовательность реализуемых им операций (процедур). Тем самым обеспечивается точное соблюдение каждым курсантом (слушателем) возложенных на него функций в увязке с остальными участниками игры.
Разработанная игра должна целиком или по частям пройти экспериментальную проверку. При этом выявляются ее осуществимость и ценность, обнаруживаются вопросы, требующие уточнения и доработки, устанавливаются реальный темп игры, затраты времени на стадии, циклы, шаги, операции и процедуры. По результатам экспериментальной проверки учебная игра дорабатывается, при этом идет подготовка военных преподавателей, которые будут руководить игрой.
Подготовленная и прошедшая экспериментальную проверку игра должна быть надлежащим образом оформлена. Совокупность основных документов, инструкций и описаний по учебной игре представляют в виде методической разработки (указаний) для преподавателя.