Военное образование в России

Новости и учебные материалы

7.2 Система питания дизельного двигателя

7.2.1 Особенности смесеобразования в дизелях

В дизелях топливо поступает от насоса высокого давления и посредством форсунок впрыскивается в цилиндры под давлением, в несколько раз превышающим давление воздуха в конце такта сжатия.

Чтобы обеспечить наилучшие мощностные и экономические показатели работы дизеля, необходимо впрыскивать топливо в его цилиндры до прихода поршня в ВМТ. Угол, на который кривошип коленчатого вала не доходит до ВМТ в момент начала впрыскивания топлива, называют углом опережения впрыскивания топлива.

В цилиндры дизеля фактически поступает одно и то же количество воздуха независимо от его нагрузки. При малой нагрузке в цилиндрах практически всегда имеется достаточное количество воздуха для полного сгорания топлива. В этом случае коэффициент избытка воздуха имеет большую величину. С увеличением нагрузки возрастает только подача топлива, но при этом значение коэффициента избытка воздуха уменьшается, вследствие чего ухудшается процесс сгорания топлива. Поэтому минимальное значение коэффициента избытка воздуха для различных типов дизелей, соответствующее их бездымной работе, устанавливают в пределах a = 1,3-1,7, что обусловливает также высокую экономичность дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями.

7.2.2 Общее устройство системы питания дизеля

К системе питания дизелей относятся топливо- и воздухоподводящая аппаратура, выпускной газопровод и глушитель шума отработавших газов.

В четырехтактных дизелях наибольшее распространение получили топливные системы разделенного типа, у которых топливный насос высокого давления и форсунки конструктивно выполнены отдельно и соединены топливопроводами. Подача топлива осуществляется по двум топливным системам: низкого и высокого давления. Назначение механизмов и узлов топливной системы низкого давления состоит в хранении топлива, его фильтрации и подачи под малым давлением к насосу высокого давления. Механизмы и узлы топливной системы высокого давления обеспечивают подачу и впрыскивание необходимого количества топлива в цилиндры двигателя.

В дизелях семейства КамАЗ-740 (рисунок 7.13) топливо из бака 20 под действием разрежения, создаваемого топливоподкачивающим насосом 10, проходит фильтры грубой 17 и тонкой 1 очистки. По топливопроводам 8 и 26 топливо поступает к насосу высокого давления 11 и от него по топливопроводам 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15 и 16 подается к форсункам 12 в соответствии с порядком работы двигателя. Неиспользованное топливо и попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным топливопроводам. Из форсунок лишнее топливо по топливопроводам 27 и 29 поступает в бак через тройник 28 и топливопровод. Аналогично работает система питания дизеля ЯМЗ-238 (рисунок 7.14).

clip_image026

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – клапан; 3 – трубка топливная отводящая топливного насоса высокого давления; 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15, 16 – топливопроводы высокого давления; 8 – трубка топливная подводящая; 9 – цилиндр пневматический останова двигателя; 10 – насос топливоподкачиваюший; 11 – топливный насос высокого давления; 12 – форсунка; 17 – фильтр грубой очистки топлива; 18 – топливопрокачивающий насос; 19 – топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 20 – топливный бак; 21 – свеча электрофакельного устройства; 22 – трубка топливная от электромагнитного клапана к свечам электрофакельного устройства; 23 – клапан электромагнитный электрофакельного устройства; 24 – клапан перепускной топливного насоса высокого давления; 25 – трубка топливная к электромагнитному клапану; 26 – трубка топливная подводящая топливного насоса высокого давления; 27 – трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 28 – тройник; 29 – трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 30 – заправочная горловина с сетчатым фильтром; 31, 32 – топливораспределительные краны

Рисунок 7.13. Схема системы питания топливом дизеля КамАЗ-740.11

 
  clip_image028

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – клапан; 3 – трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15, 16 – топливопроводы высокого давления; 8 – трубка топливная подводящая; 9 – всережимный регулятор топливного насоса высокого давления; 10 – насос топливоподкачивающий; 11 – топливный насос высокого давления; 12 – форсунка; 17 – фильтр грубой очистки топлива; 18 – ручной топливоподкачивающий насос; 19 – топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 20 – топливный бак; 21 – тройник; 22 – трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 23 - заправочная горловина с сетчатым фильтром; 24 – топливораспределительный кран; 25 – трубка топливная подводящая топливного насоса высокого давления; 26 – трубка топливная подводящая к фильтру тонкой очистки топлива

Рисунок 7.14 Схема системы питания топливом дизеля ЯМЗ-238

You are here: Главная Лекции Автомобильная подготовка Глава 7. Система питания двигателя