Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Глава 11. Рулевое управление

Рулевой усилитель

Рулевой усилитель автомобиля Урал-4320-31 гидравлический, полувстроенный. Это означает, что силовой цилиндр выполнен отдельно, а рулевой механизм и распределитель – в едином блоке. Рулевой усилитель состоит из масляного насоса 1 (рисунок 11.28), силового цилиндра 16, распределителя, смонтированного в верхней части рулевого механизма, трубопроводов и рукавов низкого и высокого давления. Масляный насос лопастной, двойного действия, по устройству аналогичен насосу КамАЗ-43114, но имеет ряд особенностей.

clip_image065

1 – болт крепления коллектора; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – входной патрубок; 4 – прокладка; 5 – крышка корпуса; 6 – клапаны (перепускной и предохранительный); 7 – распределительный диск; 8 – ротор; 9 – лопасти; 10 – статор; 11, 14 – подшипник; 12 – манжета;

13 - обойма; 14 - корпус; 15 – шкив; 16 – стопорное кольцо; 17 – втулка; 18 – шайба;

19 – гайка; 20 - вал насоса; 21 – шпонка

Рисунок 11.28 - Масляный насос рулевого усилителя автомобиля Урал-4320-31

Масляный насос установлен с левой стороны двигателя, приводится от носка его коленчатого вала клиновым ремнем. Натяжение ремня регулируется путем поворота насоса относительно оси крепления с помощью регулировочного винта.

Бачок насоса установлен отдельно и соединен с входным патрубком 3 коллектора резинотканевым рукавом. В верхней части бачка (рисунок 11.29) крепится крышка 7 со сливным патрубком, под которой расположен фильтр 2 с сетчатым секционным фильтрующим элементом. Заправка масла в бачок производится через заливную горловину 3, пробка 5 которой оснащена указателем уровня масла.

clip_image067

1 – бачок; 2 – фильтр; 3 – заливная горловина; 4 – прокладка; 5 – пробка; 6 – уплотнитель;

7 – крышка

Рисунок 11.29 - Масляный насос рулевого усилителя автомобиля Урал-4320-31

Силовой цилиндр является исполнительным устройством рулевого усилителя, в котором преобразуется давление поступающего от распределителя масла в усилие, которое через шток передается к управляемым колесам, облегчая управление автомобилем. Силовой цилиндр шарнирно связан с левым лонжероном рамы (рисунок 11.25), а его шток через шаровой шарнир соединен с поворотным рычагом, установленным на левом поворотном кулаке. Устройство силового цилиндра показано на рисунке 11.30.

 

clip_image069

1 – наконечник цилиндра; 2, 6 – кольцо уплотнительное; 3 – гайка; 4 – цилиндр; 5 – поршень со штоком в сборе; 7 – кольцо опорное; 8 – манжета; 9 – кольцо нажимное; 10 – гайка;

11 – муфта защитная; 12 – болт; 13 – наконечник штока

Рисунок 11.30 - Силовой цилиндр рулевого усилителя автомобиля Урал-4320-31

При работающем двигателе масляный насос постоянно попадает в систему усилителя от 9,5 до 20 л/мин масла. Это масло поступает в распределитель, предназначенный для управления исполнительным механизмом – силовым цилиндром. Если рулевое колесо неподвижно, распределитель направляет масло, поступающее от масляного насоса одновременно в обе полости силового цилиндра и затем обратно в бачок.

Если водитель начинает поворачивать рулевое колесо, распределитель направляет все масло, подводимое от насоса в одну из полостей силового цилиндра в зависимости от направления поворота. При этом противоположная полость силового цилиндра соединяется через распределитель со сливом в бачок.

Распределитель рулевого усилителя автомобиля Урал-4320-31

(рисунок 11.31) золотниковый, с осевым золотником, реактивными плунжерами и центрирующими пружинами.

clip_image071

1 – реактивный плунжер; 2 – центрирующая пружина; 3 – упорный подшипник; 4 – золотник; 5 – корпус распределителя

Рисунок 11.31 - Распределитель рулевого усилителя автомобиля Урал-4320-31

Устройство и принцип действия распределителя аналогично КамАЗ-43114, но имеет ряд особенностей.

В распределителе нет дополнительного предохранительного клапана, ограничение максимального давления в системе производится клапанами насоса.

Реактивные плунжеры, обеспечивающие силовое следящее действие (чувство дороги) парные.

Превышение длины золотника над длиной корпуса (размер Б) составляет 2,08-2,27 мм с каждой стороны. На указанную величину золотник смещается при повороте рулевого колеса при включении рулевого усилителя. В этом случае цилиндрический червяк рулевого механизма, вращаясь, перемещается по зубьям неподвижного, в первый момент, бокового сектора в пределах указанного зазора (Б) и через рулевой вал смещает золотник распределителя.

You are here: Главная Лекции Автомобильная подготовка Глава 11. Рулевое управление