Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Устройство парков и внутренняя служба в них

 

УСТРОЙСТВО ПАРКОВ И ВНУТРЕННЯЯ СЛУЖБА В НИХ


Техническая исправность машин является основой их боеготовности. Обеспечение постоянной технической исправности вооружения и техники, повышение ее долговечности связано с проведением работ по подготовке к выходу (использованию), техническому обслуживанию после выхода (использования), ремонту и хранению временно неиспользуемых машин, а также с хранением необходимых эксплуатационных материалов, оборудования, агрегатов и деталей. Для выполнения этих работ необходимы: территория, специальные сооружения и различное оборудование.

Парком называется территория, оборудованная для хранения, технического обслуживания, ремонта и приведения в готовность к боевому применению (использованию) вооружения и военной техники.

Парки могут быть постоянные и полевые.

Постоянные парки оборудуются в пункте постоянной дислокации полка и в учеб­ных центрах и представляют собой охраняемую огражденную территорию с капи­тальными зданиями и сооружениями. При этом вооружение и военная техника раз­мещаются на стоянках закрытого (в хранилищах) или открытого (под навесами или на площадках) типа.

Постоянный парк в пункте постоянной дислокации воинской части является составной частью военного городка. Расположение постоянного парка и его элементов увязывается с общей планировкой городка, и размещают их смежно с казарменной зоной городка с подветренной стороны. К постоянным паркам предъявляются определенные военно-технические требования, которые должны обеспечивать:

- условия для хранения, технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники;

- быстрый выход машин в случае подъема полка по тревоге в последовательности, учитывающей боевое предназначение подразделений;

- надежную и постоянную охрану и оборону;

- соблюдение требований безопасности военной службы.

Полевые парки организуются при временном расположении воинской части (подразделения) в полевых условиях. Они могут устраиваться компактно или рассредоточено. Порядок устройства и оборудования полевого парка определяется задачами, возложенными на воинскую часть, продолжительностью ее расположения в районе, размером, характером и рельефом участка местности, отведенной под полевой парк, временем года и наличием средств технического обслуживания и ремонта. Полевые парки должны обеспечивать:

- подготовку ВВТ к использованию и своевременный вывод их по тревоге;

- комплексное ТО и ремонт подвижными средствами обслуживания и ремонта;

- дезактивацию и дегазацию ВВТ;

- материально-техническое и специальное обеспечение работ;

- надежную охрану, оборону и маскировку от наземного и воздушного противника;

- безопасность и удобство работ л/с на ВВТ;

- соблюдение правил пожарной безопасности, личной и общественной гигиены;

- охрану окружающей среды.

Участок местности для полевого парка необходимо выбирать по возможности с наличием источников воды и подъездных путей, пригодных для движения автотранспорта и обеспечивающих естественную маскировку техники, а также быстрый и одновременный вывод ВВТ для выполнения поставленных задач.

Полевые парки включают участки, отводимые для размещения ВиТ подразделений, подвижных средств технического обслуживания, площадок для развёртывания пунктов заправки ГСМ, обслуживания и ремонта ВиТ, размещения складов автобронетанкового имущества (АБТИ), контрольно-технического пункта (КТП). Обслуживание в полевых парках организуется по принципу «средства обслуживания к машине». При этом не исключается проведение части работ, когда машины подаются к средствам обслуживания.


 

Оборудование постоянных парков


Особенности устройства и оборудования парков воинских частей (рис. 4.1) видов и родов войск Вооруженных Сил и порядка их охраны могут определяться главнокомандую­щими видами и командующими родами войск Вооруженных Сил применительно к требованиям Устава внутренней службы ВС РФ.

Территория постоянного парка делится на три зоны:

зона № 1 – зона хранения вооружения и военной техники боевой и строевой групп эксплуатации;

зона № 2 – зона технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники;

зона № 3 – зона хранения вооружения и военной техники учебно-боевой, учебной и транспортной групп эксплуатации.

Ограждение зоны № 1 должно исключать возможность движения вооружения и военной техники учебно-боевой, учебной и транспортной групп эксплуатации по ее территории.

В полку, где вооружение и военная техника боевой и строевой групп эксплуата­ции штатным расписанием не предусмотрены, парк делится, как правило, только на зоны № 2 и 3. Зоны разбиваются на участки, которые закрепляются за подразделениями. Гра­ницы участков обозначаются указателями.

К парку, а также к стоянкам, зданиям и другим объектам внутри парка строятся дороги и подъездные пути с твердым покрытием, которые постоянно подде­рживаются в пригодном для движения состоянии, обеспечивающем выход вооружения и военной техники по тревоге в установленные сроки. Летом в сухую погоду дороги и подъездные пути поливаются, а зимой очищаются от снега. На дорогах устанавли­ваются дорожные знаки и указатели в соответствии с принятой последовательностью технического обслуживания и порядком выхода машин из парка. Хождение личного состава и движение вооружения и военной техники по территории парка вне дорог запрещаются.

В парке оборудуются:

- контрольно-технический пункт (КТП) с помещениями для су­точного наряда по парку (дежурного по парку, дневальных, механиков-водителей (водителей) дежурных тягачей), начальника контрольно-технического пункта, инст­руктажа водителей, старших машин и наряда по парку, а также с классом безопаснос­ти движения;

- пункт заправки;

- пункт чистки и мойки;

- пункт (площадка) ежедневного технического обслуживания (ПЕТО);

- пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОиР);

- места хранения (стоянки) вооружения и военной техники и объекты для обеспечения их готовности к боевому применению (использованию);

- другие помещения, площадки (места) для технического обслуживания вооружения и военной техники и необходи­мые бытовые помещения.

Все здания парка, ворота зданий и парка нумеруются.

Территория постоянного парка оборудуется техническими средствами охраны, средствами связи и устройствами, обеспечивающими выполнение требований пожар­ной безопасности, требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, других требований безопасности военной службы, и озеленяется. В темное время суток парк освещается.

Контрольно-технический пункт (рис. 4.2) предназначен для размещения лиц суточного наряда по парку и начальника КТП, контроля технического состояния выходящих из парка и возвращающихся в парк машин, проверки наличия и правильности оформления путевой документации и документов у водителей (механиков-водителей), организации и несения внутренней службы в парке, а также для контроля за прибытием личного состава (подразделений) в парк и приведением ВВТ в готовность к использованию по назначению и выводу из парка по тревоге.

КТП размещается у основного (главного) выезда из парка и включает: здание, совмещенное с проходной; площадь для проверки технического состояния машин перед выходом из парка и при возвращении в парк; выездные и въездные ворота.

clip_image004

Рис. 4.2. Контрольно-технический пункт:

1 – помещение дежурного по парку; 2 – проходная; 3 – помещение начальника КТП;
4 – комната для водителей дежурных тягачей; 5 – класс безопасности движения

В здании КТП оборудуются:

- помещение дежурного по парку;

- помещение начальника КТП;

- помещение для отдыха наряда по парку;

- помещение для водителей дежурных тягачей;

- класс безопасности движения, инструктажа водителей, старших машин и наряда по парку;

- проходная.

Для медицинского осмотра водителей (механиков-водителей) перед выездом из парка и оформления ими путевой документации перед выездом из парка и по возвращении в парк в помещении здания КТП оборудуются специальные места.

Дополнительно могут оборудоваться:

- помещения для работы начальников служб и ЗКВ подразделений;

- место для хранения пенных огнетушителей при отрицательной температуре окружающего воздуха;

- место для хранения курительных и зажигательных принадлежностей военнослужащих, прибывающих в парк;

- место для хранения столовой посуды для лиц внутреннего наряда и водителей дежурных средств.

Снаружи здания КТП устанавливаются:

- световое табло с оповещением об особенностях дорожных условий;

- световое табло действий по тревоге;

- устройство для контроля за прибытием л/с (подразделений) в парк по тревоге;

- устройство для передачи сигналов тревоги или пожара с таблицей сигналов;

- светофоры и дорожные знаки (указатели);

- металлический шкаф для уборочного инвентаря;

- термометр для измерения температуры окружающего воздуха.

Пункт заправки (рис. 4.3) предназначен для заправки машины фильтрованным горючим и маслом закрытой струей, выдачи смазок. Он размещается на пути движения возвращающихся в парк машин от КТП к пункту чистки и мойки.

clip_image006

Рис. 4.3. пункт заправки

В части, где имеются гусеничные и колесные машины, подъезд к заправочным колонкам должен быть раздельным.

Пункт заправки оборудуется:

- заглубленными резервуарами для расходного запаса горючего и моторных масел (рис. 4.4);

clip_image008

Рис. 4.4. Подземная емкость для топлива:

1 – колодец горловины резервуара; 2 – при­емный трубопровод; 3 – переливной трубо­провод;
4 – замерный люк; 5 – заправочная колонка; 6 – всасывающий трубопровод;
7 – вентиляционный (дыхательный) трубопровод; 8 – огневой предохранитель;
9 – дыхатель­ный клапан

- топливо- и маслораздаточными колонками;

- площадками для заправляемых машин;

- служебным зданием;

- заправочным инвентарем;

- пожарным инвентарем и оборудованием;

- молнезащитным устройством и защитой от статического электричества;

- сборником топлива и масел, ливневых и талых вод, загрязненных нефтепродуктов.

Пункт чистки и мойки (рис. 4.5) предназначен для внутренней чистки, окончательной наружной мойки ВВТ и их обдувки.

clip_image010

Рис. 4.5. Механизированная душевая мойка машин:

1 – моечная подвижная рама; 2 – водогрязесборник; 3 – грунтовой насос;
4 – бункер для грязи; 5 – гидроциклон; 6 – отстойник; 7 – заборный бак; 8 – насос

Размещается за пунктом заправки и состоит из двух постов: поста внутренней очистки и поста чистой мойки. Пост внутренней очистки оборудуется раздаточными устройствами для сжатого воздуха, вытяжными вентиляционными установками или пылесосами с комплектом насадок для рыхления высохшего песка, пыли и грязи.

Пост чистой мойки строится в виде механизированной или ручной мойки, которые могут быть открытыми или размещаться в зданиях.

Частичным решением является вынос за территорию парка поста предварительной очистки и мойки гусеничных машин.

Пункт предварительной очистки предназначен для очистки и мойки ходовой части и корпуса гусеничных машин. Он оборудуется перед въездом в парк и, как правило, состоит из поста предварительной очистки и поста обдувки.

Пункт (площадка) ежедневного технического обслуживания (ПЕТО)
(рис. 4.6) предназначен для проведения ЕТО ВВТ в полном объеме после их использования, а также для выполнения мелких сварочных и малярных работ.

clip_image012

Рис. 4.6. площадка ежедневного технического обслуживания БТТ:

1 – щит; 2 – промышленный пылесос; 3 – грузоподъемное средство; 4 – раздаточное
устройство для сжатого воздуха; 5 – слесарный верстак; 6 – ящик для ветоши; 7 – эстакада;
8 – смотровая яма

Он размещается после пункта чистки и мойки в закрытых отапливаемых зданиях или на открытых площадках под навесом. В ПЕТО оборудуются участки для обслуживания колесных и гусеничных машин, а также смотровыми канавами, сетью переменного трехфазного тока напряжением 380/220 В; сетью переменного тока 24 (12) В и 36 В; электрическими розетками для подключения оборудования и инструмента, помещением для хранения расходных материалов, приборов и ЗИП, подводом сжатого воздуха; слесарными верстаками; лестницами к машинам; промышленным пылесосом, ящиками для ветоши.

В зависимости от специфики и объема работ по ЕТО, на ПЕТО оборудуются посты, которые обозначаются табличками:

- пост регулировочных и смазочных работ;

- пост проверки и обслуживания вооружения;

- пост проверки и обслуживания ЭСО;

- пост проверки и обслуживания средств связи;

- пост электрогазосварочных и рихтовочных работ;

- пост малярных работ.


 

Пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОиР) (рис. 4.7, 4.8) предназначен для проведения работ всех видов комплексного обслуживания и текущего ремонта штатной ВВТ части в соответствии с нормативно-технической документацией.

clip_image014

Рис. 4.7. Пункт технического обслуживания и ремонта

clip_image016

Рис. 4.8. План ПТОиР машин на 6 постов

На рисунке обозначено: 1 – тамбур; 2 – помещение постов; 3 – умывальник;
4 – душевая; 5 – гардероб; 6 – канцелярия; 7 – техническая кладовая; 8 – ин­струментальная; 9 – кузовное отделение; 10 – компрессорная; 11 – газогенераторная; 12 – электрогазосварочное отделение; 13 – кузнечное отделение; 14 – механическое отделение; 15 – слесарное отделение; 16 – шиноремонтное отделение;
17 – отделение по ремонту вооружения; 18 – отделение по ремонту оптики;
19 – вентиляционная; 20 – отделение по ремонту радиоаппаратуры; 21 – отделение по ремонту электрооборудования;. 22 – отделение по ремонту топливной аппаратуры; 23 – электрощитовая; 24 – кислотная кладовая; 25 – отделение приемки
к выдачи АБ; 26 – отделение по ремонту АБ; 27 – зарядная; 28 – агрегатно-щитовое отделение; 29 – хранилище АБ; 30 – кладовая; 31 – участок обслуживания фильтров.

Он размещается в конце линии технического обслуживания, как правило, после ПЕТО или на одном уровне с ним.

ПТОиР включает участки комплексного технического обслуживания и текущего ремонта гусеничных машин; комплексного технического обслуживания и текущего ремонта колесных машин; комплексного технического обслуживания ракетно-артиллерийского вооружения; специализированные участки; поточную линию технического обслуживания колесных машин; вспомогательные и санитарно-бытовые помещения.

Участки, посты и рабочие места ПТОР оснащаются оборудованием, номенклатура и количество которого определяются по нормам, установленным соответствующими приказами МО, командующих видами ВС, командующих родами войск, начальников главных и центральных управлений МО РФ.

Специальное техническое оборудование, приборы, приспособления и инструмент, необходимые для технического обслуживания и ремонта, разрешается использовать из состава эксплуатационных, групповых и ремонтных комплектов, комплектов настроечно-проверочной аппаратуры, а также специальных средств технического обслуживания и ремонта. На участках, где проводится демонтаж или перемещение тяжелых сборочных единиц или деталей предусматриваются грузоподъемные средства (краны, краны-балки, тали, тележки).

Все оборудование закрепляют за ответственными лицами, о чем делаются надписи на табличках, находящихся на оборудовании.

Места хранения (стоянки) вооружения и военной техники и объекты для обеспечения их готовности к боевому применению (использованию)
(рис. 4.9, 4.10) предназначены для размещения, хранения исправных и обслуженных ВВТ и оборудуются в отапливаемых и не отапливаемых хранилищах. Также допускается хранение ВВТ под навесами и на открытых площадках с твердым покрытием.

clip_image018

Рис. 4.9. Место хранения ВВТ на открытой стоянке

clip_image020

Рис. 4.10. Место хранения ВВТ в боксе

Места хранения (стоянки) ВВТ оснащаются парковым оборудованием, в которое входит:

- стеллаж для инвентаря и АБ;

- лестница;

- ящик для чистой ветоши;

- тележка с поддоном;

- тележка для работы под машиной;

- шкаф для хранения оборудования, приборов и инвентаря;

- шкаф для инвентаря для уборки;

- совок с песком;

- подставки под коуши тросов.

ВВТ боевой и строевой групп размещаются в отапливаемых и неотапливаемых хранилищах в два или в один ряд. Гусеничная техника размещается отдельно от колесной, так чтобы пути ее выхода из парка не пересекались. В целях повышения боевой готовности, как исключение, разрешается хранение в одном месте гусеничной и колесной техники боевой и строевой групп в составе подразделения. При размещении ВВТ в хранилищах и под навесами в два ряда ВВТ второго ряда сцепляются буксирными тросами с ВВТ первого ряда. Буксирные тросы на ВВТ первого ряда надеваются на буксирные крюки и укладываются впереди ВВТ на подставках.

Аккумуляторные (кислотная и щелочная) (рис. 4.11) предназначены для хранения, обслуживания и ремонта АБ, их заряда и проведения КТЦ, а также для приготовления и хранения необходимых запасов электролита. Они, как правило, размещаются в отдельном здании.

clip_image022

Рис. 4.11. Аккумуляторное отделение

В аккумуляторных оборудуются рабочие и вспомогательные помещения или специальные места для следующих целей:

- обслуживания, ремонта и зарядки АБ;

- установки основных и резервных зарядных агрегатов, контрольно-распределительных, зарядно-разрядных устройств;

- приготовления дистиллированной воды и электролита;

- хранения АБ для резервных и буферных групп;

- хранения и подзарядки АБ малыми токами;

- хранения и своевременного приведения в рабочее состояние сухозаряженных АБ;

- хранения необходимых запасов электролита, дистиллированной воды, химикатов, тележек.

В аккумуляторных оборудуются помещения общего назначения: комната аккумуляторщиков, гардеробная, душевая, санузел.

В помещениях для заряда и хранения АБ кроме принудительной приточно-вытяжной вентиляции предусматривается естественная вытяжная вентиляция.

Стационарная водогрейка (рис. 4.12) предназначена для нагрева, хранения в горячем состоянии и выдачи необходимого количества воды для разогрева в зимний период эксплуатации двигателей машин, не имеющих индивидуальных или групповых средств разогрева и хранящихся в неотапливаемых хранилищах, под навесами или на открытых площадках.

clip_image024

Рис. 4.12. Стационарная водомаслогрейка

Водогрейка должна обеспечить нагревание воды до 95 °С, хранение запасов горячей воды с учетом разогрева двигателей с поливом и заправкой систем охлаждения всех машин части, удобную и быструю раздачу воды при одновременном выходе всех машин части. В районах с холодным и арктическим климатом может оборудоваться водомаслогрейка, которая предназначена для нагрева, хранения в горячем состоянии и выдачи воды и масла.

Хранение и подогрев запасов масла осуществляется в индивидуальных бочках или канистрах в специально оборудованных термошкафах по подразделениям. На каждой емкости указываются подразделения и номер машины.

Другие помещения, площадки (места) для технического обслуживания вооружения и военной техники и необходи­мые бытовые помещения

Склады ВТИ (рис. 4.13) предназначены для приема, качественного хранения и выдачи имущества, используемого при эксплуатации ВВТ. Они размещаются рядом с ПТОР. Имущество на складах размещается на стеллажах, подставках или подкладках, которые должны обеспечивать надежную сохранность имущества, автономность хранения имущества по номенклатуре, удобство при разгрузке и загрузке имущества.

Отапливаемое помещение для дежурных средств предназначено для размещения дежурных гусеничного и колесного тягачей, а также дежурного автомобиля. Оно может располагаться в отдельном здании, рядом с КТП, или в хранилище ВВТ учебно-боевой группы.

Помещение оборудуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к местам хранения ВВТ. Отработанные газы отводятся из помещения вытяжными вентиляционными установками. В помещении устанавливается прямая громкоговорящая связь с дежурным по парку. Ворота помещения должны быть распашными, открываться наружу и фиксироваться в открытом положении.

clip_image026

Рис. 4.13. Склад автобронетанкового имущества части

Санитарно-бытовые помещения включают умывальники, санитарные узлы (туалеты), комнаты отдыха и обогрева л/с, душевые, гардеробные, кладовые для хранения чистой и грязной спецодежды. Они размещаются в зоне технического обслуживания и ремонта, в местах с наименьшим воздействием шума, вибрации и других вредных производственных факторов.

Площадки предназначены для машин, ожидающих технического обслуживания, машин, ожидающих ремонта, проведения специальных работ, топопривязки навигационной аппаратуры, освидетельствования грузоподъемных устройств, технического осмотра боеприпасов, размещения дежурных средств, размещения пожарных средств, осмотра и укладки укрывочного брезента, складирования металлолома, хозяйственных нужд.

Место для отдыха (курения) оборудуется для л/с, работающего в парке из расчета одно на подразделение (батальон). Место для курения оборудуется только за пределами территории парка, как правило, рядом с КТП. Места для отдыха и курения обозначаются соответствующими табличками и могут оборудоваться легкими навесами, витринами для технического бюллетеня, газет.

Технологический процесс технического обслуживания БТВТ в постоянных парках. Линия технического обслуживания

Обслуживание и ремонт машин в постоянных парках осуществляется, как правило, на специально оборудованных и соответствующим образом размещенных в парке местах по принципу: «Обслуживаемая и ремонтируемая машина – к средствам обслуживания и ремонта».

В состав ЛТО входят:

- пункт предварительной очистки;

- площадки для проверки технического состояния машин при возвращении в парк;

- пункт заправки;

- пункт чистки и мойки;

- пункт (площадки) ЕТО;

- ПТОиР.

При хранении ВВТ с загруженными боекомплектами в зоне хранения парка оборудуется площадка для технического осмотра боеприпасов.

По окончании работ все элементы постоянного парка проверяются в противопожарном отношении, обесточиваются, ворота (двери, шкафы, ящики) закрываются и опечатываются печатями ответственного должностного лица и дежурного по парку. Все парковые помещения, за исключением хранилищ для ВВТ, запираются на замки.

Ключи от парковых помещений опечатываются ответственными должностными лицами и хранятся: один комплект – у дежурного по парку; другой – у дежурного по части. Ответственность за организацию работы, сохранность оборудования, инвентаря и табельного имущества возлагается на командиров подразделений.


 

Порядок выхода машин из парка и возвращение их в парк

Использование машин планируется с учетом представления водителям необходимого времени для обслуживания машин, подготовки их к рейсу и отдыха. Выпуск машин, не предусмотренных нарядом, осуществляется в исключительных случаях и только с разрешения командира части.

В выходные и праздничные дни выпуск машин из парка сокращается до минимума.

Машины к выходу из парка готовят экипажи (водители) под руководством командиров взводов. Подготовленные к выходу машины проверяют заместители командиров рот по вооружению (старшие техники рот), о чем делают отметку в путевом листе, после чего машины предъявляются начальнику КТП, который дает разрешение на их выход, если они отвечают требованиям технического состояния и имеют соответствующий внешний вид.

Машины выпускаются из парка по утвержденному накануне командиром части наряду, технически исправные и обслуженные, с закрепленными за ними водителями, имеющими документы, удостоверяющие личность водителя и право на управление машиной, прошедшими предрейсовый медицинский осмотр и допущенными в рейс, с оформленными путевыми листами, подписанными заместителем командира части по вооружению (должностным лицом, ответственным за эксплуатацию вооружения и военной техники) и имеющими отметку начальника КТП об исправном состоянии машины, а также отметку дежурного по парку о показаниях спидометра и времени выпуска из парка.

При возвращении машины, ее ставят на площадку перед КТП. Дежурный по парку записывает в путевой лист показания спидометра и время возвращения, делая соответствующие отметки в журнале выхода и возвращения машин. После внешнего осмотра машины начальником КТП дежурный по парку дает указания водителю о порядке проведения ТО и разрешает дневальному по парку впустить машину в парк.

После обслуживания водитель ставит машину на закрепленное за ней место стоянки, при необходимости опломбировывает ее и сдает дежурному по парку.

Порядок выхода подразделений из парка по тревоге или сбору согласовывается с начальником штаба и наносится на план, где указывается направление движения подразделений, номера ворот, очередность выхода, организация регулирования движения машин в парке.

Экипажи машин под руководством старшего прибывают в парк воинской части, имея при себе путевые листы для выхода по тревоге. Старший команды докладывает дежурному по парку номер подразделения и количество личного состава, получает ключи от люков машин, и команда убывает снимать технику с хранения.

По тревоге машины выводятся из парка согласно инструкции, утвержденной командиром части. В этом случае начальник КТП машины не проверяет. Для обеспечения быстрого выхода машины из парка очередность и порядок отражаются в плане выхода техники по тревоге, который находится у дежурного по парку.

Согласно этому плану каждый командир подразделения должен знать порядок, очередность и маршрут выдвижения своей техники.


 

Суточный наряд в парке

Внутренняя служба в парках организуется на основе требований Устава Внутренней службы РФ. В каждой части, в зависимости от размещения парка и организационно-штатной структуры, а также с учетом требований уставов, наставлений и руководств, разрабатывается приказ о внутреннем порядке в парке.

В приказе определяется:

- состав суточного наряда;

- порядок допуска л/с в парк для подготовки техники к выходу, обслуживания машины в составе подразделений;

- порядок хранения ключей от парковых помещений, замков зажигания и крышек люков машин;

- порядок охраны парка;

- распорядок прибытия л/с в парк, пункт заправки ГСМ, мойки, ПТОР.

Для поддержания порядка в парке и несения внутренней службы назначается суточный наряд в составе:

- дежурный по парку;

- дневальные по парку;

- водители дежурных машин (тягачей).

Дежурный по парку назначается из офицеров или прапорщиков и подчиняется дежурному по части, а в порядке внутренней службы в парке – ЗКВ части. При исполнении своих обязанностей он руководствуется Уставом ВС РФ, инструкцией, утвержденной командиром части и его указаниями. Ему подчиняются дневальные по парку и механик-водитель (водитель) дежурного тягача. Он отвечает за внутренний порядок в парке и за несение службы нарядом по парку.

Дневальные по парку назначаются из числа солдат и сержантов. Они отвечают за соблюдение уставного порядка в парке и за правильность выпуска машин из парка и впуска их в парк.

Механик-водитель (водитель) дежурного тягача назначается из числа механиков-водителей (водителей) подразделений и отвечает за постоянную готовность дежурного тягача к немедленной эвакуации вооружения и военной техники.

Документация дежурного по парку:

- инструкция дежурному по парку (дневальному и водителю дежурного тягача);

- распорядок дня;

- регламент служебного времени;

- распорядок работы должностных лиц суточного наряда;

- инструкция по требованию пожарной безопасности;

- опись документов и имущества;

- книга приема и сдачи дежурства;

- комплект общевоинских уставов;

- схема парка;

- план вывода ВВТ при объявлении тревоги;

- распорядок работы в парке;

- схема закрепления территории парка за подразделениями для уборки;

- образцы пропусков в парк, путевых листов и слепки (оттиски) с печатей (пломб), которыми опечатываются (опломбируются) ворота (калитки) объектов парка, сдающихся под охрану;

- книга вскрытия парковых помещений, боевых и строевых машин;

- книга учета личного состава, допущенного в парк;

- книга выдачи ключей от замков зажигания и люков машин, ворот (калиток) парка, стоянок (хранилищ) с вооружением и военной техникой, парковых помещений и других объектов парка;

- журнал выхода и возвращения машин;

- журнал контроля слива воды из систем охлаждения двигателей машин;

- рабочая тетрадь.


 

Противопожарная охрана парка

Противопожарная защита в парках организуется в соответствии с требованиями Уставов внутренней службы, приказа Министра обороны РФ и наставления по пожарной охране.

Пожарная опасность в парке определяется наличием пункта заправки ГСМ, ПТОР, где выполняются работы повышенной пожарной опасности (заправочные, промывочные, электрогазосварочные, зарядные и т. д.), а также сосредоточением в хранилищах значительного количества вооружения и техники, загруженной боеприпасами и заправленной топливом. В связи с этим в зоне хранения, в зависимости от степени огнестойкости хранилищ, определяются количество машин в секциях (16, 20, 24), расстояния между машинами и стенами зданий, обеспечивающие их выход (эвакуацию) в случае необходимости. Для эвакуации машин назначаются дежурные тягачи (бронетягачи, автомобили повышенной проходимости и грузоподъемности), которые укомплектовываются буксирными приспособлениями и пожарным оборудованием.

Противопожарная защита парков обеспечивает:

- мероприятия по предупреждению пожаров;

- ограничение их распространения и тушения;

- создание условий для быстрой и своевременной эвакуации из парков личного состава и ВВТ.

Ответственность за выполнение противопожарных мероприятий в парке несут заместитель командира части по тылу и заместитель командира части по вооружению.

В парках обязательно оборудуются пожарные водоемы с подъездами для пожарных машин, при наличии водовода устанавливаются пожарные гидранты. Использование средств пожаротушения, пожарного инвентаря и гидрантов для текущих нужд не разрешается.

Внутри хранилищ дополнительно устанавливаются ящики с песком из расчета 1 м3 на 400 м2 пола. Ручные огнетушители снимаются с мест укладки внутри машины и вывешиваются снаружи на носовой части машин. Машины снимаются с тормозов, при двухрядном хранении сцепляют заднюю машину буксирными тросами с передней.

Пожарный инвентарь в парках хранится на щитах (рис. 4.14), окрашенных снаружи в красный цвет, а внут­ри – в белый. На щите должны быть: огнетушители – два; ломы – два; топоры – два; багор – один; лопаты – две; ведра – два; асбестовое или войлочное покрывало – одно. Один пожарный щит обслуживает группу зданий в радиусе 100 м.

Щиты устанавливаются на виду и должны иметь свобод­ный доступ. У складов и хранилищ щиты, как правило, дол­жны устанавливаться снаружи перед входом, в помещениях ПТОР и хранилищах внутри зданий, но в непосредственной близости у входной двери (входных ворот), и так, чтобы не загромождались проходы.

Целесообразно объединять в одном месте пожарный щит, ящик с песком, асбестовое покрывало, бочки с водой, рас­полагая их у каждого хранилища или стоянки в виде пожар­ного поста.

clip_image028

Рис. 4.14. Пожарный щит (вариант)

В постоянных парках ЗАПРЕЩАЕТСЯ хранение автомобилей, загруженных боеприпасами (кроме тягачей артиллерийских орудий), а также автоцистерны и топливомаслозаправщиков с залитыми емкостями.

Противопожарная защита парков в части осуществляется нештатной пожарной командой, назначаемой приказом по части. В войсковой части, где есть ремонтная рота, нештатной пожарной командой назначается она согласно Приказу МО СССР № 450.

Начальником нештатной пожарной команды назначается командир ремонтной роты.

Для личного состава этой команды предусматривается специальная одежда из трудновозгораемой ткани.

С личным составом нештатной пожарной команды систематически проводятся занятия по предупреждению или быстрому тушению пожара.

You are here: Главная Лекции Эксплуатация техники Устройство парков и внутренняя служба в них