Системы и виды технического обслуживания танков
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 22 July 2012
СИСТЕМА И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Техническое обслуживание танков является составной частью их эксплуатации. От своевременности и правильности проведения технического обслуживания зависит продолжительность службы машин, их готовность к использованию и эксплуатационная надежность в целом.
Техническое обслуживание танков заключается в проверке укомплектованности и исправности, чистке и мойке, настройке, регулировке и заправке эксплуатационными материалами, устранении неисправности и недостатков содержания, замене деталей с ограниченным сроком службы и хранения, проверке аппаратуры, диагностике и прогнозировании возможных отказов.
Под техническим обслуживанием понимается комплекс работ и технических мероприятий, направленных на поддержание боеспособности БТВТ и эффективности их использования в процессе эксплуатации.
В сухопутных войсках принята планово-предупредительная система технического обслуживания, которая предусматривает обязательное выполнение установленного вида технического обслуживания в соответствии с заданной периодичностью.
В основе этой системы лежит периодическое техническое обслуживание в зависимости от наработки (пробега) машины, суть которого состоит в том, что после определённого пробега, независимо от технического состояния машины, выполняется определённый вид технического обслуживания. Он включает моечно-очистные, контрольно-проверочные, регулировочные, смазочные, крепёжные и другие работы. Некоторые работы технического обслуживания проводятся профилактически, что обеспечивает надёжную работу БТВТ при внезапном решении задач выдвижения на большие расстояния или ведения боевых действий в течение нескольких суток.
Появление средств диагностирования позволяет определять техническое состояние агрегатов (систем) и прогнозировать их надежную работу на определенный период. Это создало предпосылки для появления новой формы обслуживания по состоянию машин. Такое ТО предусматривает проведение работ при достижении предельного состояния агрегатов (систем). При этом в плановом порядке проводятся контрольно-диагностические (КДР) и обязательные работы (ОР), а регулировочные работы проводятся по необходимости (на основании заключения специалистов). Обслуживание машин по состоянию дает возможность экономить время и материалы, увеличить наработку агрегатов, продлить межремонтные пробеги машин.
Все работы по обслуживанию (в зависимости от наработки) выполняются членами экипажа последовательно, причём проверка технического состояния, определение неисправностей и отказов проводится визуально по внешним признакам, что требует от экипажей высокой профессиональной подготовки.
В зависимости от периодичности, объёма работ, состояния машины определены следующие виды технического обслуживания (табл. 8.1) при использовании:
- контрольный осмотр (КО);
- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
- техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
- техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Таблица 8.1
Виды, периодичность и продолжительность ТО
Вид ТО |
Марка машины |
Периодичность |
Продолжительность |
КО |
Т-72 |
Перед выходом |
15–20 мин. |
На привалах |
10–12 мин. |
||
БМП-1 (2) |
Перед выходом |
15–20 мин. |
|
На привалах |
10–12 мин. |
||
ЕТО |
Т-72 |
после выполнения |
4–4,5 часа |
БМП-1 (2) |
2,5–3 часа |
||
ТО-1 |
Т-72 |
1600–1800 км |
7,5–9 часов |
БМП-1 (2) |
2500–2600 км |
5–6 часов |
|
ТО-2 |
Т-72 |
3300–3500 км |
12–15 часов |
БМП-1 (2) |
4800–5000 км |
9–10 часов |
|
СО |
Проводится экипажем с привлечением специалистов-ремонтников два раза в год при переводе машин на зимнюю и летнюю эксплуатацию |
Техническое обслуживание машины при использовании её в условиях, требующих специальной подготовки и дополнительных работ по её обслуживанию, отличных по объёму от перечисленных видов технического обслуживания:
- подготовка машин к стрельбе;
- обслуживание после стрельбы;
- подготовка машины к преодолению водных преград и обслуживанию её после преодоления водной преграды;
- подготовка машины к хранению и обслуживание в процессе хранения.
Контрольный осмотр машин проводится экипажами перед выходом из парка и на марше во время остановок (привалов), перед стрельбой, занятиями и учениями в целях проверки готовности к использованию систем, агрегатов, механизмов аппаратуры.
Контрольный осмотр должен обеспечивать надежность работы и безопасность движения машины.
Продолжительность контрольного осмотра:
- перед выходом из парка – 15–20 мин.;
- на марше во время остановок – 10–12 мин.
Ежедневное техническое обслуживание машин проводится экипажами с участием специалистов подразделений технического обеспечения после выполнения суточного задания в конце суток боевых действий.
ЕТО включает общий контроль технического состояния машины, дозаправку ГСМ, пополнение боеприпасами (во время боевых действий), мойку (чистку) и проверку комплектности.
Целью ЕТО является: обеспечить последующую надёжную работу машин при пробеге не менее 250–300 км.
Продолжительность ЕТО для танка Т-72 и его модификаций – 4–4,5 часа, (для БМП-1 (2) – 2,5–3 часа).
Номерные виды технического обслуживания (ТО-1,ТО-2) машин проводятся экипажами с привлечением специалистов-ремонтников после определённой наработки или времени нахождения в эксплуатации.
Они предназначены для снижения интенсивности изнашивания механизмов, узлов и агрегатов, предупреждения отказов и неисправностей путём проведения контрольно-диагностических, проверочно-регулировочных работ, крепёжных и смазочных работ. Номерные виды ТО должны обеспечить надёжную работу в пределах установленного до очередного ТО пробега.
Объем и продолжительность КО, ЕТО, ТО-1, ТО-2 определяется эксплуатационной документацией для каждого образца БТВТ.
Сезонное техническое обслуживание проводится экипажем с привлечением специалистов ремонтников два раза в год при переводе машин на зимнюю и летнюю эксплуатацию. В объём работ СО входят номерные ТО в зависимости от состояния и продолжительности хранения машин, а на учебно-боевых машинах проводится, как правило, – ТО-2. Кроме того, проводятся дополнительные работы, как правило, связанные с заменой сезонных эксплуатационных материалов и выполнением дополнительных операций, предписанных эксплуатационной документацией. Наиболее трудоемким является проведение СО в холодных районах при переводе машин на зимнюю эксплуатацию, когда значительно возрастает объем дополнительных работ.
- Prev
- Next >>
- Prev
- Next >>