Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Системы и виды технического обслуживания танков - Обязанности должностных лиц подразделения по эксплуатации танков

Обязанности должностных лиц подразделения по эксплуатации танков

Командир танка несёт полную ответственность за техническое состояние и его боеготовность. Он обязан:

- знать материальную часть и правила её технического обслуживания, уметь водить танк, пользоваться радиостанцией и ТПУ, уметь быстро исправлять неисправности оружия и средств связи;

- постоянно поддерживать боевую готовность танка, принимать меры к своевременному пополнению машины боеприпасами, топливом, смазочными материалами, специальными жидкостями;

- руководить экипажем при обслуживании и войсковом ремонте танка и участвовать в выполнении этих работ;

- лично проверять исправность вооружения, комплекса приборов управления вооружением и средств связи;

- в случае повреждения танка немедленно докладывать об этом командиру и принимать меры к быстрому возвращению танка в строй;

- добиваться продления межремонтного срока машины, экономии топлива и смазочных материалов.

Наводчик отвечает за техническое состояние вооружения танка и приборов прицеливания и наблюдения. Он обязан:

- знать вооружение танка и содержать его в постоянной боевой готовности, систематически проверять состояние комплекса управления вооружением;

- уметь вести меткий огонь из танкового оружия, производить выверку прицельных приспособлений и пристрелку вооружения;

- уметь укладывать и подготавливать к стрельбе боеприпасы;

- устранять задержки и неисправности вооружения, возникающие при стрельбе, и докладывать о них командиру танка;

- участвовать в техническом обслуживании и ремонте машины.

Механик-водитель отвечает за техническое состояние танка и постоянную готовность его к движению. Он обязан:

- знать материальную часть и умело водить танк в любых условиях местности, в любое время года и суток, а также в различных условиях боевой обстановки;

- содержать танк в полной технической исправности и чистоте, самостоятельно и совместно с другими членами экипажа проводить необходимое техническое обслуживание, обеспечивая готовность танка к последующему выходу;

- своевременно заправлять машину топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью и всегда знать их наличие;

- устранять обнаруженные в машине неисправности, докладывая о них командиру машины, принимать меры предупреждения неисправностей и повреждений;

- умелой эксплуатацией добиваться продления межремонтного ресурса и экономии эксплуатационных материалов.

Командир танкового взвода отвечает за сохранность и состояние вооружения и техники взвода, их готовность к использованию. Он обязан:

- знать материальную часть, правила использования, хранения и сбережения вооружения и техники взвода и лично проверять их боевую готовность;

- знать местонахождение, техническое состояние и укомплектованность каждой машины взвода;

- руководить работой экипажей по техническому обслуживанию вооружения и техники и подготовке их к хранению и эксплуатации в летних и зимних условиях;

- докладывать командиру роты и его заместителю по вооружению о техническом состоянии и обо всех неисправностях вооружения и техники;

- следить за правильным использованием, сбережением и содержанием вооружения и техники и не реже одного раза в две недели лично проверять их техническое состояние;

- проверять подготовку вооружения и техники к выходу на каждое учение или занятие, а также их наличие и состояние по возвращению.

Заместитель командира батальона по вооружению отвечает: за техническую исправность вооружения и техники роты (батальона), их правильное использование, своевременное обслуживание, хранение и ремонт, а также техническую подготовку личного состава роты (батальона) по своей специальности. Он подчиняется командиру батальона и является прямым начальником всего личного состава батальона. Он обязан:

- знать материальную часть вооружения и техники батальона, её наличие, местонахождение и техническое состояние;

- организовать технически правильное использование и ТО вооружения и техники батальона, принимать меры к содержанию их в порядке и исправности;

- знать деловые, политические и моральные качества механиков-водителей (водителей) батальона и вести работу по повышению классной квалификации офицеров, прапорщиков, механиков-водителей (водителей) батальона;

- организовывать правильную эксплуатацию, ремонт и эвакуацию вооружения и техники батальона, лично руководить работами по её техническому обслуживанию и ремонту;

- проводить занятия с личным составом батальона по технической подготовке, основам и правилам вождения;

- следить за экономным расходованием горючего и смазочных материалов, запасных частей и другого имущества;

- проверять состояние машин, выпускаемых из парка, и допускать к эксплуатации только технически исправные машины, делая об этом отметку в путевом листе;

- принимать меры по предупреждению катастроф, аварий, поломок и других повреждений машин и немедленно докладывать об их причинах и принятых мерах командиру батальона, а также следить за соблюдением мер безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации машин;

- контролировать подготовку машин батальона и эксплуатации в полевых условиях и проверять их состояние по возвращении;

- осуществлять противопожарные мероприятия в парке и на машинах батальона;

- не реже одного раза в месяц проверять техническое состояние машин батальона;

- своевременно представлять заявки на необходимое техническое имущество, организовывать правильное его использование, хранение и сбережение;

- вести учёт работы и отчётность по техническому имуществу;

- в парке на участке батальона руководить работами по устройству и оборудованию парка, а также обеспечивать поддержание порядка.

Работа ЗКВ по организации технического обслуживания

При ЕТО:

С прибытием машины в парк совместно с начальником КТП проверить состояние каждой и на этой основе определить объём основных и дополнительных работ, которые предстоит выполнить. Поставить задачу командирам машин (механикам-водителям) на проведение ЕТО, при этом напомнить о соблюдении мер безопасности. Доложить командиру о состоянии машин, а в случае необходимости попросить о выделении дополнительных сил и средств для оказания помощи экипажам.

В ходе обслуживания ЗКВ осуществляет контроль качества выполнения работ. Делается это с особой тщательностью: внешним осмотром, измерением параметров, проверкой регулировок и опробованием в работе некоторых систем.

По окончании обслуживания необходимо закрыть машины и сдать под охрану дежурному по парку. Убедиться, что механики-водители сдали ключи от люков машин дежурному по парку, и он сделал отметки в соответствующей книге.

При ТО № 1 и ТО № 2:

Совместно с командиром разработать на основании месячного плана эксплуатации план технического обслуживания. Подать заявки на необходимые материалы, запасные части и инструменты, организовать их получение со складов.

Проконтролировать составление командирами подразделений плана заданий на обслуживание каждой машины.

Командиры подразделений и ЗКВ руководят работой и обучают личный состав правильному обслуживанию, проверяют качество выполненных работ непосредственно на вооружении и технике и лично осматривают материальную часть в установленном для них объёме, проверяя полноту устранения выявленных на машинах дефектов.

Выявленные недостатки ЗКВ записывает в карточку учёта недостатков в состоянии машин.

По окончании работ ЗКВ обязан проверить:

- функционирование боевых машин и вооружения и их готовность к применению;

- пожарную безопасность всех элементов парка, закреплённых за подразделением;

- установку на штатные места паркового оборудования, инструментов, принадлежностей и стендов, которые использовались при обслуживании, ремонте и проверке (осмотре) техники;

- уборку участков территории, закреплённых за подразделением.

В конце выполнения работ ЗКВ докладывает командиру об объёме и качестве работ, выполненных экипажами, о решении учебных задач, расходе отпущенных материалов и имущества.

Объем и последовательность работ, выполняемых при техническом обслуживании танка Т-72, а также распределение работ между членами экипажа указаны в табл. 8.2 – 8.6.

Таблица 8.2

Объем и последовательность работ, выполняемых при КО танка Т-72

№ п/п

Наименование работ контрольного осмотра

перед выходом из парка

Кто

выполняет

1

2

3

1.

Проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости дозаправить, проверить целостность прокладок и надежно затянуть пробки заправочных горловин

КТ

2.

Проверить уровень масла в пополнительном баке системы смазки двигателя.

НО

3.

Проверить наличие крышек и пробок в корпусе танка.

НО

1

2

3

4.

Проверить положение выключателей АЗР на щитке конт­роль­ных приборов МВ, на блоке защиты АБ, на левом и правом распределительном щитках башни (все включить, кроме АЗР ЭЛ. СПУСК, ОСВ, АЗУ – на левом щитке башни, ЛЮК и АЗ.-УПР. – на правом щитке башни, ТДА и ВОДО­­ПОМПА – на щитке мех.-водителя).

КТ, НО, МВ

5.

Проверить положение переключателя ВОДА-АНТИФРИЗ на щитке МВ.

МВ

6.

Проверить напряжение бортовой сети.

МВ

7.

Проверить исправность сигнальных ламп и дорожной сигнализации.

МВ, КТ

8.

Проверить исправность блокировки от защелки остановочного тормоза.

МВ

9.

Проверить давление воздуха в воздушных баллонах (давление должно быть не менее 75 кг/см2).

МВ

10.

Проверить положение переключателя ТДА-БЦН (должен быть выключен).

МВ

11.

Пустить двигатель и проверить его работу на максимальной (1600–1900 об/мин) и эксплуатационной (800 об/мин) частоте вращения коленчатого вала двигателя, убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов.

МВ

12.

Проверить видимость через приборы наблюдения.

КТ, НО, МВ

13.

Проверить работу устройства для подтормаживания в приводе остановочного тормоза.

МВ

14.

Установить антенну и проверить исправность настройки радиостанции.

КТ

15.

Включить ТПУ и убедиться в наличии связи между членами экипажа.

КТ

16.

Проверить крепления отвала по-походному.

НО

Контрольный осмотр на остановках (привалах) (продолжительность 10–12 мин)

п/п

Наименование работ

Кто

выполняет

1.

Проверить исправность сигнальных ламп и дорожной
сигнализации.

МВ, КТ

2.

Убедиться в отсутствии течи из систем силовой установки, системы гидроуправления и смазки трансмиссии по состоянию сеток выходных жалюзи.

КТ, МВ

3.

Слить отстой из влагомаслоотделителя.

МВ

4.

При установленных бочках проверить затяжку крепления бочек.

МВ

5.

Проверить внешним осмотром состояние узлов ходовой части.

НО

You are here: Главная Лекции Эксплуатация техники Системы и виды технического обслуживания танков