Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Подвижные средства технического обслуживания

ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Назначение и состав подвижных средств технического обслуживания

Подвижные средства технического обслуживания (рис. 9.1) – представляют собой комплекс специальных машин, мастерских и оборудования, предназначенных для обслуживания БТВТ в полевых условиях.

clip_image002

Рис. 9.1. Деление ПСТО по назначению

В мирное время подвижные средства технического обслуживания (ПСТО) используются ограниченно для обслуживания БТВТ в ходе тактических учений, для подготовки специалистов по развертыванию ПСТО при проведении тактико-специальных учений с подразделениями технического обеспечения. Кроме того, часть ПСТО разрешается использовать для обслуживания машин учебно-боевой группы в учебных центрах, где отсутствуют стационарные средства технического обслуживания.

Порядок использования ПСТО при организации обслуживания в полевых условиях определяет заместитель командира по вооружению.

Мастерские технического обслуживания (МТО) предназначены для выполнения наиболее сложных и трудоемких работ при проведении технического обслуживания и текущего ремонта БТВТ в полевых условиях. Их оборудование позволяет:

- выполнить грузоподъемные работы;

- провести наружную мойку;

- подкрасить машины;

- дозаправить ГСМ;

- промыть фильтры;

- определить техническое состояние систем вооружения, стабилизаторов, приборов ночного видения, систем коллективной защиты;

- выполнить регулировочно-настроечные работы;

- устранить отказы и неисправности.


 

Мастерская технического обслуживания МТО-80


Мастерская технического обслуживания МТО-80 (рис. 9.2, 9.3) предназначена для выполнения трудоемких работ по техническому обслуживанию и проведению текущего ремонта БТВТ в полевых условиях.

clip_image004

Рис. 9.2. Общий вид мастерской спереди:

1, 5 – грузовые площадки; 2 – монтажный комплект антенны; 3 – фильтровентиляционная установка ФВУЛ-100Н-24; 4 – кожух вентилятора; 6 – кронштейн упо­ра стрелы;
7 – головка стрелы; 8 – дверка правая

Техническая характеристика МТО-80:

– шасси

– максимальная скорость
движения по шоссе

– запас хода по шоссе

– экипаж

– грузоподъемность кран-стрелы

– средства связи

– время развертывания

– время свертывания

трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с лебедкой;

80 км/ч;

650 км;

4 чел.;

1,5 т;

радиостанция Р-123М;

30 мин.;

20 мин.

clip_image006

Рис. 9.3. Общий вид мастерской сзади:

1 – огнетушитель; 2, 3 – створки двери; 4 – крышка люка дымовой трубы; 5 – трап;
6, 9 – багажные ящики; 7 – основание стрелы; 8 – кронштейн крепле­ния запасного колеса;
10 – дверка левая

Состав экипажа:

1. Командир отделения – старший механик-регулировщик;

2. Мастер по ремонту электроспецоборудования;

3. Мастер-монтажник;

4. Водитель-слесарь.

Основные работы, выполняемые с помощью мастерской:

- замена узлов и агрегатов;

- наружная мойка;

- покраска;

- дозаправка ГСМ;

- промывка фильтров;

- проверка электроспецоборудования;

- проверка и эксплуатационная регулировка агрегатов, узлов и неисправностей;

- выполнение слесарно-механических работ.

Основное оборудование МТО-80 (рис. 9.4):

1. кран-стрела (грузоподъемность – 1,5 т, время установки – 10...15 мин.) служит для выполнения грузоподъемных работ;

2. электросиловая установка служит для заряда АБ и питания потребителей переменного тока 220 В, постоянного тока 24 В и питания ручного механизированного инструмента напряжением 36 В, частотой 200 Гц;

clip_image008

Рис. 9.4. Схема размещения оборудования

На рисунке обозначено: 1 – радиостанция P-123M; 2 – монтажный комплект антенны; 3 – нагревательный прибор ПН-3М; 4 – главный щит; 5 – ниша; 6 – ак­кумуляторные батареи; 7 – электросиловая установка; 8 – стеллаж для ящиков; 9 – верстак; 10 – электрозаточной станок (электро­точило); 11 – гидравлический пресс; 12 – слесарные тиски; 13 – подставка для крана-стрелы;
14 – штатив; 15 и 16 – специальные приспособления; 17 – обогревательная печь; 18 – огнетушитель ОУ-2; 19 – моечная машина МП-800Б; 20 – запасное колесо; 21 – шкаф для имущества; 22 – выносной стол; 23 – кронштейн крепления оружия; 24 – ванна для промасливания кассет ВО; 25 – стенд для промывки кассет воздухоочистителей; 26 – агрегат АЗ-1; 27 – шкаф для приборов;
28 – скамейка; 29 – компрессорная установка; 30 – блок резисторов; 31 – трансформатор выпрямителя; 32 – блок выпрямителей; 33 – приспособление;
34 – площадка.

3. Ручной механизированный инструмент:

- ручной реверсивный гайковерт;

- коловорот;

– фрикционный ключ;

4. Моечная машина МП-800Б служит для мойки и дезактивации БТВТ перед техническим обслуживанием;

5. Малогабаритный заправочный агрегат МЗА-3 предназначен для заправки объектов БТВТ топливом и маслом из бочек;

6. Электрифицированный инструмент:

- электросверлилка;

- электрошлифовалка;

7. Стенд для промывки фильтров СПФ предназначен для промывки фильтрующих элементов тонкой очистки и щелевых секций;

8. Тиски слесарные;

9. Гидропресс ГП-20 – для съема и напрессовки узлов и деталей автомобиля;

10. Комплект ДК-4 – автомобильный комплект специальной обработки, служит для проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции машин;

11. Прибор ДП-5 служит для обнаружения и определения радиации и зараженности различных предметов;

12. Радиостанция Р-123М;

13. Агрегат АЗ-1 (АЗ-1Э) – заправочный агрегат для заправки агрегатов и узлов БТВТ консистентными смазками при техническом обслуживании и ремонте;

14. Стенд промывки кассет СПВ предназначен для промывки кассет воздухоочистителей;

15. ЕКУП и ЕКСК;

16. Бак для промасливания кассет (БПК) предназначен для промасливания кассет воздухоочистителя;

17. Ящик слесаря-электрика предназначен для проверки, регулировки и устранения неисправностей электроспецоборудования;

18. Компрессорная установка, давление до 6 кгс/см2, служит для обдува и покраски.

Кроме перечисленного оборудования в комплект МТО-80 входят приборы для проверки и регулирования систем танков:

- прибор для проверки герметичности ППГУ;

- прибор проверки систем коллективной защиты (ППСП);

- комплект для проверки цепей термодатчиков и пиропатронов (КПК 11-2);

- прибор для проверки генераторов и стартеров (ППСГ).


 

Особенности оборудования МТО-ТХ

Мастерская технического обслуживания МТО-ТХ предназначена для постановки на хранение и обслуживания в процессе хранения БТВТ.

Работы, выполняемые с помощью оборудования МТО-ТХ:

- дозаправка, замена топлива и масел;

- химическая чистка канала ствола пушки;

- обеспечение энергией проверяемого танка;

- консервация двигателей, топливных насосов и компрессоров;

- подготовка обезвоженного масла и валиков из ЗЗК;

- герметизация бронекорпусов;

- слесарно-механические работы;

- сумка индикаторного силикагеля.

Оборудование МТО-ТХ включает:

1. Электросиловая установка;

2. Универсальная буферная группа;

3. Компрессорная установка;

4. АЗ-1; МЗА-3;

5. Электрозаточный станок;

6. Ручная сверлильная отвертка;

7. Приспособление для приготовления валиков из замазки ЗЗК;

8. Приспособление для сварки полиэтиленовой пленки;

9. Установка для химической чистки канала ствола;

10. Агрегат для консервации двигателей АКД-1;

11. Бак для обезвоживания масла БОМ-1;

12. Нагреватель воздуха;

13. Палатка;

14. Пылесос;

15. Комплект приборов и инструментов электрика;

16. Приспособления и инструмент общего назначения;

17. Приборы ППГУ, КПК-11-2, ПКВ-2М.


 

Особенности оборудования МТО-АМ1

мастерская технического обслуживания МТО-АМ1 (рис. 9.5) предназначена для выполнения текущего ремонта и технического обслуживания в полевых условиях автомобилей многоцелевого назначения, специальных колесных шасси и гусеничных машин.

clip_image010

Рис. 9.5. мастерская технического обслуживания МТО-АМ1

Техническая характеристика:

Шасси

УРАЛ-43203-0001012-31

Кузов-фургон

КМ4310-0000010-01

Двигатель

ЯМЗ-238М2

Полная масса мастерской (в зависимости от модификации), кг

13 390–13 860

Грузоподъемность, кг

2 000

Источник и напряжение потребляемого тока

от передвижных
электростанций

Потребляемая мощность, кВт

13,12

Габаритные размеры, мм

8568х2550х3475

Максимальная скорость движения, км/ч

85

Мастерская обеспечивает следующие виды работ:

- подъемно-транспортные, разборочно-сборочные и слесарно-монтаж­ные;

- столярные, моечно-уборочные, малярные и шорно-швейные;

- электросварочные, медницко-жестяницкие и заправочно-смазочные;

- ремонт автомобильных шин и автомобильных камер;

- заряд и техническое обслуживание аккумуляторных батарей;

- проверку, ремонт и регулировку агрегатов, приборов системы питания и электрооборудования;

- диагностические;

- прочие работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники.



 

Подвижные средства выполнения специальных работ

Вспомогательные средства

К средствам выполнения специальных работ относятся:

- подвижные ремонтно-зарядные станции (ПРЗС-70, СРЗ-А), предназначенные для обслуживания, зарядки и ремонта аккумуляторных батарей в полевых условиях;

- мастерские электроспецработ (МЭРО, МСТ, МЭС), предназначенные для технического обслуживания, проверки и ремонта электрооборудования, стабилизаторов, приборов инфракрасной техники, контрольно-измерительных приборов, систем ПАЗ и ППО;

- электро- и газосварочные мастерские (ЭГСМ-70, МС-А), предназначенные для проведения сварочных работ, кузнечных работ на объектах ВВТ;

- танкоремонтные мастерские (ТРМА-70, ТРМ-75, ТРМА-80), предназначенные для производства демонтажно-монтажных работ при текущих и средних ремонтах танков в полевых условиях;

- мастерские технического обслуживания специального назначения (МТО-АТ, МТО-В, МТО-И, ПРХМ), предназначенные для проведения технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, вооружения, инженерной техники и химического имущества;

- электростанции и сварочные агрегаты, выполненные на прицепах и предназначенные для производства электросварочных работ и питания электропотребителей.

Например:

- во взводе по ремонту автомобильной техники ремонтной роты полка комплект ПАРМ-1, в состав которого входят МТО-АТ, МРС-АТ, МРМ-АТ, электростанция, сварочный агрегат САГ;

- во взводе по ремонту вооружения ремонтной роты полка состоит комплект ПМ-2-70, в состав которого входят МТО-АР, МРС-АР, МРМ-АР, электростанция, САГ.

Вспомогательные средства обслуживания

К вспомогательным средствам обслуживания относят передвижные компрессорные установки (ПКУ-150п), полевые зарядные углекислотные станции (ПЗУС) и комплект для освидетельствования баллонов.

Передвижная компрессорная установка ПКУ-150п (рис. 9.6) предназначена для зарядки баллонов сжатым воздухом в полевых и стационарных условиях. Монтируется на одноосном прицепе и буксируется одним из автомобилей.

clip_image012

Рис. 9.6. Передвижная компрессорная установка
ПКУ-150п (общий вид)

Техническая характеристика:

Масса

Количество одновременно
заряжаемых баллонов

Рабочее давление

Максимальная производительность

Привод от электродвигателя

Питание

450 кг;

4 шт.;

150 кгс/см2;

20 шт. пятилитровых баллонов в час;

10 кВт;

от сети промышленного тока.

ПКУ состоит:

- компрессор АК-2-150;

- электродвигатель АОП -63-6;

- водяной радиатор;

- вентилятор;

- раздаточная колонка со шлангом.

Полевая зарядная углекислотная станция ПЗУС-П (рис. 9.7) предназначена для зарядки баллонов ППО огнегасящим составом (углекислотой, фреоном), а также зарядки воздушных баллонов воздухом.

clip_image014

Рис. 9.7. Передвижная зарядная станция ПЗУС-п (общий вид)

Техническая характеристика:

Производительность при зарядке
баллонов ППО

Производительность при заправке 5 л баллонов сжатым воздухом

Производительность по заправке 2 л огнетушителей

Время на подготовку к работе

Мощность электродвигателя

Вес

10 шт./час;

до 3 шт./час;

до 14 шт./час;

10 мин.;

3 кВт;

72 кг.

В комплект ПЗУС входят:

- зарядная станция (компрессор, щит, привод управления);

- стойка для баллонов;

- весы, резервуар для бромистого этила.

Принцип работы: перетекание углекислоты из транспортного баллона в заряжаемый до выравнивания в них давления и перекачивания углекислоты компрессором до требуемого веса заряда.

Комплект освидетельствования баллонов КОБ-1 (рис. 9.8) предназначен для проверки технического состояния баллонов и определения их пригодности для эксплуатации.

clip_image016

Рис. 9.8. Комплект освидетельствования баллонов КОБ-1

На рисунке обозначено: 1 – плита; 2 – стойка; 3 – труба; 4 – ключ для вентиля баллона; 5 – хомут для крепления баллона; 6 – зажимной винт с воротком; 7 – проверяемый баллон; 8 – удлинитель; 9 – втулка; 10 – стержень с тросиками; 11 – хвостовик; 12 – зажимной патрон; 13 – электродрель; 14 – стержень (удлинитель); 15 – бак; 16 – вкладыши; 17 – каркас; 18 – ведро с водой;
19 – рукав; 20 – насос ГН-500; 21 – ограждение; 22 – штуцер; 23 – манометр;
24, 33 – пробки; 25 – клипс для рукоятки насоса; 26 – аккумулятор давления;
27 – кран; 28 – подставка; 29 – распылитель; 30 – рама; 31 – ручка запорного крана; 32 – резервуары; 34 – трубка; 35 – предохранительный клапан; 36 – воздушный редуктор.

Техническая характеристика:

Вес – 170 кг.

В комплект КОБ-1 входят:

- приспособление для разборки баллонов;

- приспособление для промывки баллонов;

- лампа для осмотра баллонов;

- приспособление для чистки баллонов;

- приспособление для гидравлического испытания баллонов;

- бак для пневматического испытания баллонов.


 

Средства транспортировки и раздачи ГСМ


Средства транспортировки и раздачи ГСМ предназначены для транспортировки и раздачи ГСМ.

Средства транспортировки и раздачи ГСМ подразделяются:

- на подвижные средства транспортировки;

- полевые заправочные пункты.

Подвижные средства транспортировки и раздачи ГСМ:

- автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-8,5-255Б (рис. 9.9);

clip_image018

Рис. 9.9. Автоцистерна АЦ-8,5-255Б

- автоцистерны-заправщики (АЦЗ-4,3-131);

- автотопливозаправщики (АТЗ-4,3-131);

- автотопливомаслозаправщики (АТМЗ-4,5-375).

Полевые заправочные пункты

Полевые заправочные пункты предназначены для групповой заправки топливом ВВТ в полевых условиях.

Количество точек заправки:

- ПЗП-10А – 10 точек по 2 крана;

- ПЗП-20 – 20 точек по 2 крана.

Полевые заправочные пункты ПЗП-10 (рис. 9.10) предназначены для групповой заправки горючим гусеничных и колесных машин на маршрутах выдвижения подразделений и частей.

В состав заправочного пункта ПЗП-10А входит автотопливозаправщик
ТЗ-8-255Б и одноосный автомобильный прицеп, на котором смонтированы фильтр тонкой очистки, счетчик, напорные и раздаточные рукава с раздаточными кранами, запорная арматура, инструмент и ЗИП.

clip_image020

Рис. 9.10. Полевой заправочный пункт ПЗП-10

Способы заправки:

- заправляемые машины подходят к средствам заправки (рис. 9.11);

- средства заправки подаются к заправляемым машинам;

- смешанный (одни подразделения подаются к средствам заправки первыми, а другие – вторым способом, или подразделение заправляется одновременно двумя способами).

Нормативное время заправки: 10 танков с помощью оборудования ПЗП-10 – 12 мин.; 20 танков с помощью оборудования ПЗП-20 – 8 мин.

clip_image022

Рис. 9.11. Заправка топливом танков танковой роты (вариант)

You are here: Главная Лекции Эксплуатация техники Подвижные средства технического обслуживания