Подвижные средства технического обслуживания
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 22 July 2012
ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Назначение и состав подвижных средств технического обслуживания
Подвижные средства технического обслуживания (рис. 9.1) – представляют собой комплекс специальных машин, мастерских и оборудования, предназначенных для обслуживания БТВТ в полевых условиях.
Рис. 9.1. Деление ПСТО по назначению
В мирное время подвижные средства технического обслуживания (ПСТО) используются ограниченно для обслуживания БТВТ в ходе тактических учений, для подготовки специалистов по развертыванию ПСТО при проведении тактико-специальных учений с подразделениями технического обеспечения. Кроме того, часть ПСТО разрешается использовать для обслуживания машин учебно-боевой группы в учебных центрах, где отсутствуют стационарные средства технического обслуживания.
Порядок использования ПСТО при организации обслуживания в полевых условиях определяет заместитель командира по вооружению.
Мастерские технического обслуживания (МТО) предназначены для выполнения наиболее сложных и трудоемких работ при проведении технического обслуживания и текущего ремонта БТВТ в полевых условиях. Их оборудование позволяет:
- выполнить грузоподъемные работы;
- провести наружную мойку;
- подкрасить машины;
- дозаправить ГСМ;
- промыть фильтры;
- определить техническое состояние систем вооружения, стабилизаторов, приборов ночного видения, систем коллективной защиты;
- выполнить регулировочно-настроечные работы;
- устранить отказы и неисправности.
Мастерская технического обслуживания МТО-80
Мастерская технического обслуживания МТО-80 (рис. 9.2, 9.3) предназначена для выполнения трудоемких работ по техническому обслуживанию и проведению текущего ремонта БТВТ в полевых условиях.
Рис. 9.2. Общий вид мастерской спереди:
1, 5 – грузовые площадки; 2 – монтажный комплект антенны; 3 – фильтровентиляционная установка ФВУЛ-100Н-24; 4 – кожух вентилятора; 6 – кронштейн упора стрелы;
7 – головка стрелы; 8 – дверка правая
Техническая характеристика МТО-80:
– шасси – максимальная скорость – запас хода по шоссе – экипаж – грузоподъемность кран-стрелы – средства связи – время развертывания – время свертывания |
трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с лебедкой; 80 км/ч; 650 км; 4 чел.; 1,5 т; радиостанция Р-123М; 30 мин.; 20 мин. |
Рис. 9.3. Общий вид мастерской сзади:
1 – огнетушитель; 2, 3 – створки двери; 4 – крышка люка дымовой трубы; 5 – трап;
6, 9 – багажные ящики; 7 – основание стрелы; 8 – кронштейн крепления запасного колеса;
10 – дверка левая
Состав экипажа:
1. Командир отделения – старший механик-регулировщик;
2. Мастер по ремонту электроспецоборудования;
3. Мастер-монтажник;
4. Водитель-слесарь.
Основные работы, выполняемые с помощью мастерской:
- замена узлов и агрегатов;
- наружная мойка;
- покраска;
- дозаправка ГСМ;
- промывка фильтров;
- проверка электроспецоборудования;
- проверка и эксплуатационная регулировка агрегатов, узлов и неисправностей;
- выполнение слесарно-механических работ.
Основное оборудование МТО-80 (рис. 9.4):
1. кран-стрела (грузоподъемность – 1,5 т, время установки – 10...15 мин.) служит для выполнения грузоподъемных работ;
2. электросиловая установка служит для заряда АБ и питания потребителей переменного тока 220 В, постоянного тока 24 В и питания ручного механизированного инструмента напряжением 36 В, частотой 200 Гц;
Рис. 9.4. Схема размещения оборудования
На рисунке обозначено: 1 – радиостанция P-123M; 2 – монтажный комплект антенны; 3 – нагревательный прибор ПН-3М; 4 – главный щит; 5 – ниша; 6 – аккумуляторные батареи; 7 – электросиловая установка; 8 – стеллаж для ящиков; 9 – верстак; 10 – электрозаточной станок (электроточило); 11 – гидравлический пресс; 12 – слесарные тиски; 13 – подставка для крана-стрелы;
14 – штатив; 15 и 16 – специальные приспособления; 17 – обогревательная печь; 18 – огнетушитель ОУ-2; 19 – моечная машина МП-800Б; 20 – запасное колесо; 21 – шкаф для имущества; 22 – выносной стол; 23 – кронштейн крепления оружия; 24 – ванна для промасливания кассет ВО; 25 – стенд для промывки кассет воздухоочистителей; 26 – агрегат АЗ-1; 27 – шкаф для приборов;
28 – скамейка; 29 – компрессорная установка; 30 – блок резисторов; 31 – трансформатор выпрямителя; 32 – блок выпрямителей; 33 – приспособление;
34 – площадка.
3. Ручной механизированный инструмент:
- ручной реверсивный гайковерт;
- коловорот;
– фрикционный ключ;
4. Моечная машина МП-800Б служит для мойки и дезактивации БТВТ перед техническим обслуживанием;
5. Малогабаритный заправочный агрегат МЗА-3 предназначен для заправки объектов БТВТ топливом и маслом из бочек;
6. Электрифицированный инструмент:
- электросверлилка;
- электрошлифовалка;
7. Стенд для промывки фильтров СПФ предназначен для промывки фильтрующих элементов тонкой очистки и щелевых секций;
8. Тиски слесарные;
9. Гидропресс ГП-20 – для съема и напрессовки узлов и деталей автомобиля;
10. Комплект ДК-4 – автомобильный комплект специальной обработки, служит для проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции машин;
11. Прибор ДП-5 служит для обнаружения и определения радиации и зараженности различных предметов;
12. Радиостанция Р-123М;
13. Агрегат АЗ-1 (АЗ-1Э) – заправочный агрегат для заправки агрегатов и узлов БТВТ консистентными смазками при техническом обслуживании и ремонте;
14. Стенд промывки кассет СПВ предназначен для промывки кассет воздухоочистителей;
15. ЕКУП и ЕКСК;
16. Бак для промасливания кассет (БПК) предназначен для промасливания кассет воздухоочистителя;
17. Ящик слесаря-электрика предназначен для проверки, регулировки и устранения неисправностей электроспецоборудования;
18. Компрессорная установка, давление до 6 кгс/см2, служит для обдува и покраски.
Кроме перечисленного оборудования в комплект МТО-80 входят приборы для проверки и регулирования систем танков:
- прибор для проверки герметичности ППГУ;
- прибор проверки систем коллективной защиты (ППСП);
- комплект для проверки цепей термодатчиков и пиропатронов (КПК 11-2);
- прибор для проверки генераторов и стартеров (ППСГ).
Особенности оборудования МТО-ТХ
Мастерская технического обслуживания МТО-ТХ предназначена для постановки на хранение и обслуживания в процессе хранения БТВТ.
Работы, выполняемые с помощью оборудования МТО-ТХ:
- дозаправка, замена топлива и масел;
- химическая чистка канала ствола пушки;
- обеспечение энергией проверяемого танка;
- консервация двигателей, топливных насосов и компрессоров;
- подготовка обезвоженного масла и валиков из ЗЗК;
- герметизация бронекорпусов;
- слесарно-механические работы;
- сумка индикаторного силикагеля.
Оборудование МТО-ТХ включает:
1. Электросиловая установка;
2. Универсальная буферная группа;
3. Компрессорная установка;
4. АЗ-1; МЗА-3;
5. Электрозаточный станок;
6. Ручная сверлильная отвертка;
7. Приспособление для приготовления валиков из замазки ЗЗК;
8. Приспособление для сварки полиэтиленовой пленки;
9. Установка для химической чистки канала ствола;
10. Агрегат для консервации двигателей АКД-1;
11. Бак для обезвоживания масла БОМ-1;
12. Нагреватель воздуха;
13. Палатка;
14. Пылесос;
15. Комплект приборов и инструментов электрика;
16. Приспособления и инструмент общего назначения;
17. Приборы ППГУ, КПК-11-2, ПКВ-2М.
Особенности оборудования МТО-АМ1
мастерская технического обслуживания МТО-АМ1 (рис. 9.5) предназначена для выполнения текущего ремонта и технического обслуживания в полевых условиях автомобилей многоцелевого назначения, специальных колесных шасси и гусеничных машин.
Рис. 9.5. мастерская технического обслуживания МТО-АМ1
Техническая характеристика:
Шасси |
УРАЛ-43203-0001012-31 |
Кузов-фургон |
КМ4310-0000010-01 |
Двигатель |
ЯМЗ-238М2 |
Полная масса мастерской (в зависимости от модификации), кг |
13 390–13 860 |
Грузоподъемность, кг |
2 000 |
Источник и напряжение потребляемого тока |
от передвижных |
Потребляемая мощность, кВт |
13,12 |
Габаритные размеры, мм |
8568х2550х3475 |
Максимальная скорость движения, км/ч |
85 |
Мастерская обеспечивает следующие виды работ:
- подъемно-транспортные, разборочно-сборочные и слесарно-монтажные;
- столярные, моечно-уборочные, малярные и шорно-швейные;
- электросварочные, медницко-жестяницкие и заправочно-смазочные;
- ремонт автомобильных шин и автомобильных камер;
- заряд и техническое обслуживание аккумуляторных батарей;
- проверку, ремонт и регулировку агрегатов, приборов системы питания и электрооборудования;
- диагностические;
- прочие работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники.
Подвижные средства выполнения специальных работ
Вспомогательные средства
К средствам выполнения специальных работ относятся:
- подвижные ремонтно-зарядные станции (ПРЗС-70, СРЗ-А), предназначенные для обслуживания, зарядки и ремонта аккумуляторных батарей в полевых условиях;
- мастерские электроспецработ (МЭРО, МСТ, МЭС), предназначенные для технического обслуживания, проверки и ремонта электрооборудования, стабилизаторов, приборов инфракрасной техники, контрольно-измерительных приборов, систем ПАЗ и ППО;
- электро- и газосварочные мастерские (ЭГСМ-70, МС-А), предназначенные для проведения сварочных работ, кузнечных работ на объектах ВВТ;
- танкоремонтные мастерские (ТРМА-70, ТРМ-75, ТРМА-80), предназначенные для производства демонтажно-монтажных работ при текущих и средних ремонтах танков в полевых условиях;
- мастерские технического обслуживания специального назначения (МТО-АТ, МТО-В, МТО-И, ПРХМ), предназначенные для проведения технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, вооружения, инженерной техники и химического имущества;
- электростанции и сварочные агрегаты, выполненные на прицепах и предназначенные для производства электросварочных работ и питания электропотребителей.
Например:
- во взводе по ремонту автомобильной техники ремонтной роты полка комплект ПАРМ-1, в состав которого входят МТО-АТ, МРС-АТ, МРМ-АТ, электростанция, сварочный агрегат САГ;
- во взводе по ремонту вооружения ремонтной роты полка состоит комплект ПМ-2-70, в состав которого входят МТО-АР, МРС-АР, МРМ-АР, электростанция, САГ.
Вспомогательные средства обслуживания
К вспомогательным средствам обслуживания относят передвижные компрессорные установки (ПКУ-150п), полевые зарядные углекислотные станции (ПЗУС) и комплект для освидетельствования баллонов.
Передвижная компрессорная установка ПКУ-150п (рис. 9.6) предназначена для зарядки баллонов сжатым воздухом в полевых и стационарных условиях. Монтируется на одноосном прицепе и буксируется одним из автомобилей.
Рис. 9.6. Передвижная компрессорная установка
ПКУ-150п (общий вид)
Техническая характеристика:
Масса Количество одновременно Рабочее давление Максимальная производительность Привод от электродвигателя Питание |
450 кг; 4 шт.; 150 кгс/см2; 20 шт. пятилитровых баллонов в час; 10 кВт; от сети промышленного тока. |
ПКУ состоит:
- компрессор АК-2-150;
- электродвигатель АОП -63-6;
- водяной радиатор;
- вентилятор;
- раздаточная колонка со шлангом.
Полевая зарядная углекислотная станция ПЗУС-П (рис. 9.7) предназначена для зарядки баллонов ППО огнегасящим составом (углекислотой, фреоном), а также зарядки воздушных баллонов воздухом.
Рис. 9.7. Передвижная зарядная станция ПЗУС-п (общий вид)
Техническая характеристика:
Производительность при зарядке Производительность при заправке 5 л баллонов сжатым воздухом Производительность по заправке 2 л огнетушителей Время на подготовку к работе Мощность электродвигателя Вес |
10 шт./час; до 3 шт./час; до 14 шт./час; 10 мин.; 3 кВт; 72 кг. |
В комплект ПЗУС входят:
- зарядная станция (компрессор, щит, привод управления);
- стойка для баллонов;
- весы, резервуар для бромистого этила.
Принцип работы: перетекание углекислоты из транспортного баллона в заряжаемый до выравнивания в них давления и перекачивания углекислоты компрессором до требуемого веса заряда.
Комплект освидетельствования баллонов КОБ-1 (рис. 9.8) предназначен для проверки технического состояния баллонов и определения их пригодности для эксплуатации.
Рис. 9.8. Комплект освидетельствования баллонов КОБ-1
На рисунке обозначено: 1 – плита; 2 – стойка; 3 – труба; 4 – ключ для вентиля баллона; 5 – хомут для крепления баллона; 6 – зажимной винт с воротком; 7 – проверяемый баллон; 8 – удлинитель; 9 – втулка; 10 – стержень с тросиками; 11 – хвостовик; 12 – зажимной патрон; 13 – электродрель; 14 – стержень (удлинитель); 15 – бак; 16 – вкладыши; 17 – каркас; 18 – ведро с водой;
19 – рукав; 20 – насос ГН-500; 21 – ограждение; 22 – штуцер; 23 – манометр;
24, 33 – пробки; 25 – клипс для рукоятки насоса; 26 – аккумулятор давления;
27 – кран; 28 – подставка; 29 – распылитель; 30 – рама; 31 – ручка запорного крана; 32 – резервуары; 34 – трубка; 35 – предохранительный клапан; 36 – воздушный редуктор.
Техническая характеристика:
Вес – 170 кг.
В комплект КОБ-1 входят:
- приспособление для разборки баллонов;
- приспособление для промывки баллонов;
- лампа для осмотра баллонов;
- приспособление для чистки баллонов;
- приспособление для гидравлического испытания баллонов;
- бак для пневматического испытания баллонов.
Средства транспортировки и раздачи ГСМ
Средства транспортировки и раздачи ГСМ предназначены для транспортировки и раздачи ГСМ.
Средства транспортировки и раздачи ГСМ подразделяются:
- на подвижные средства транспортировки;
- полевые заправочные пункты.
Подвижные средства транспортировки и раздачи ГСМ:
- автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-8,5-255Б (рис. 9.9);
Рис. 9.9. Автоцистерна АЦ-8,5-255Б
- автоцистерны-заправщики (АЦЗ-4,3-131);
- автотопливозаправщики (АТЗ-4,3-131);
- автотопливомаслозаправщики (АТМЗ-4,5-375).
Полевые заправочные пункты
Полевые заправочные пункты предназначены для групповой заправки топливом ВВТ в полевых условиях.
Количество точек заправки:
- ПЗП-10А – 10 точек по 2 крана;
- ПЗП-20 – 20 точек по 2 крана.
Полевые заправочные пункты ПЗП-10 (рис. 9.10) предназначены для групповой заправки горючим гусеничных и колесных машин на маршрутах выдвижения подразделений и частей.
В состав заправочного пункта ПЗП-10А входит автотопливозаправщик
ТЗ-8-255Б и одноосный автомобильный прицеп, на котором смонтированы фильтр тонкой очистки, счетчик, напорные и раздаточные рукава с раздаточными кранами, запорная арматура, инструмент и ЗИП.
Рис. 9.10. Полевой заправочный пункт ПЗП-10
Способы заправки:
- заправляемые машины подходят к средствам заправки (рис. 9.11);
- средства заправки подаются к заправляемым машинам;
- смешанный (одни подразделения подаются к средствам заправки первыми, а другие – вторым способом, или подразделение заправляется одновременно двумя способами).
Нормативное время заправки: 10 танков с помощью оборудования ПЗП-10 – 12 мин.; 20 танков с помощью оборудования ПЗП-20 – 8 мин.
Рис. 9.11. Заправка топливом танков танковой роты (вариант)