Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Хранение танков

ХРАНЕНИЕ ТАНКОВ

Коренные изменения в вооружении и военной технике, процессы, связанные с сокращением ВС, оказали существенное влияние на характер ВВТ в войсках. В этой связи пересмотрены основные нормативные положения по организации эксплуатации ВВТ в мирное время, особенно на такой период эксплуатации, как хранение.

Хранение БТВТ – это период эксплуатации, при котором вооружение и техника не используются, а техническое состояние поддерживается за счёт применения специальных способов и средств защиты от воздействия факторов внешней среды и выполнения комплекса организационно-технических мероприятий.

К факторам воздействия внешней среды относятся:

- солнечная радиация;

- температура окружающего воздуха;

- атмосферные осадки;

- влажность атмосферного воздуха;

- конденсат, как следствие перепада температур;

- индустриальные примеси в воздухе;

- насекомые, грызуны, птицы.

Комплекс организационно-технических мероприятий включает:

- своевременное планирование, материально-техническое обеспечение, контроль и учёт выполненных работ;

- создание условий для обеспечения выполнения технологии работ;

- подготовку БТВТ к хранению и постановку на хранение;

- контроль состояния объектов при хранении;

- разработку мер по сокращению сроков снятия объектов с хранения.

Виды хранения, методы консервации и способы герметизации бронетанкового вооружения и техники

Хранение ВВТ в войсках организуется в соответствии с требованиями приказов МО РФ, ГК СВ, Начальника ГАБТУ, приказов Командующего войсками военного округа , Руководства по хранению БТВТ.

Постановке на хранение подлежат машины, которые не планируется использовать по назначению в течение месяца и более. В зависимости от длительности перерыва в использовании машин по предназначению устанавливаются два вида хранения:

1) кратковременное хранение (КХ) (до одного года);

2) длительное хранение (ДХ) (более одного года).

На кратковременное хранение ставятся машины, которые планируется использовать ежегодно, в соответствии с планом боевой подготовки воинской части.

На длительное хранение ставятся машины, как правило, новые или капитально отремонтированные.

По особому указанию на длительное хранение могут быть поставлены машины боевой группы эксплуатации, которые ранее находились на кратковременном хранении.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ставить на длительное хранение машины, прошедшие средний ремонт.

Новые или капитально отремонтированные машины, полученные с заводов, ставятся на длительное хранение в первую очередь взамен машин, имеющих наименьший запас хода. При постановке на хранение машины могут быть законсервированы двумя методами:

1) консервация машин без герметизации корпуса с использованием консервационных смазок;

2) консервация машин с герметизацией (табл. 12.1, 12.2) корпуса с использованием влагопоглотителей или с использованием технологической линии группового хранения с автоматизированной системой контроля и управления (ТЛГХ с АСКУ).

Таблица 12.1

Способы герметизации и применяемые материалы

Способ

герметизации

Применяемые материалы

Заклейка

Ткань ТТ или бумага ПВ, клей КТ или ХВК-2А,
замазка ЗЗК-ЗУ.

Получехол

Получехол из полимерной или полиэтиленовой плёнки,
ткань ТТ, клей ХВК-2А, замазка ЗЗК-ЗУ, бумага КВ-22.

Чехол

Чехол из полимерной или полиэтиленовой плёнки
(нижняя и верхняя половины), бумага ПВ, доски, лежни, рейки.

Кокон

Перхлорвиниловые эмали ХВ-114, ХВ-112, проволока,
бумага КВ-22, киперная лента, марля (х/б суровая), декстрин.

Заклейка-кокон

Перхлорвиниловые эмали ХВ-114, ХВ112, клей ХВК-2А,
растворитель Р-4, ткань ТТ, замазка ЗЗК-ЗУ, бумага КВ-22, марля (х/б суровая), нитки специальные.

ОПВТ

Штатное ОПВТ.

Выбор способа герметизации зависит от места хранения машины и наличия в части герметизирующих материалов, и в связи с этими факторами способы герметизации применяются:

1) при хранении машин в хранилищах и под навесом «Заклейка»
(рис. 12.1), «Получехол» (рис. 12.2), «Чехол» (рис. 12.3);

2) при хранении машин на открытых площадках «Заклейка», «Заклейка-Кокон», «ОПВТ».

В отдельных случаях по решению командующего военного округа и согласованию с начальником ГАБТУ МО РФ машины длительного хранения могут содержаться на открытых площадках или под навесами, загерметизированными способом «Кокон».

clip_image002

Рис. 12.1. способ герметизации «Заклейка»

clip_image004

Рис. 12.2. способ герметизации «Получехол»

clip_image006

Рис. 12.3. способ герметизации «Чехол»

Оборудование, применяемое при постановке машин на хранение

и обслуживании машин в процессе хранения:

1. Агрегат для консервации двигателей и топливных насосов (АКД-1) – предназначен для промывки цилиндров двигателя от коррозирующих компонентов и продуктов сгорания путем непрерывной подачи масла при одновременном прокручивании коленчатого вала двигателя.

2. Бак для обезвоживания масла (БОМ-2) – служит для обезжиривания масла перед консервацией.

3. Установка УСС-1 в комплекте с нагревателем воздуха (НВ-7) – предназначена для регенерации (сушки) силикагеля методом продувки горячего воздуха через влажный силикагель.

4. Приспособление для взвешивания контрольных мешков с силикагелем (П-9) – предназначено для взвешивания контрольных мешков с силикагелем без выемки из машины при герметизации способами: «Заклейка», «Кокон», «Заклейка-Кокон», «ОПВТ».

5. Прибор контроля влажности (ПКВ-2) – служит для контроля обводнения силикагеля в ёмкостном датчике, установленном в загерметизированном пространстве при герметизации способами «Получехол», «Чехол».

6. Клещи термоимпульсные с блоком питания – предназначены для ремонта получехлов из полиэтиленовой плёнки.

7. Приспособление (ПВЗ-1) – предназначено для приготовления валиков из замазки ЗЗК при герметизации объектов.

8. Мастерская МТО-ТХ – предназначена для постановки на хранение и обслуживания в процессе хранения БТВТ.

Техническая характеристика мастерской МТО-ТХ:

Шасси

Кузов

Масса, кг

Емкость топливных баков, л

Запас хода по шоссе, км

ЗИЛ-131;

КМ-131;

9560 (с экипажем 5 чел.);

340;

650–750.

Состав основного оборудования МТО-ТХ:

1. Компрессорная установка.

2. Агрегат АЗ-1.

3. Агрегат АЗ-3.

4. Электрозаточный станок.

5. Сверлильная ручная машина.

6. Приспособление для приготовления валиков из замазки ЗЗК.

7. Приспособление для сварки полиэтиленовой пленки (блок питания, клещи, кабели).

8. Установка для химической чистки каналов стволов.

9. Агрегат для консервации двигателя АКД-1м.

10. Бак для обезвоживания масла БОМ-1.

11. Нагреватель воздуха НВ-7.

12. Палатка.

13. Универсальная буферная группа.

14. Пылесос.

15. Комплект приборов и инструментов электрика.

16. Приспособление и инструмент общего назначения.

17. Приборы: ППГУ, КПК-11-2, ПКВ-2М.

Электрифицированный инструмент приводится в действие от электросиловой установки машины, которая обеспечивает электрические сети:

- постоянного тока напряжением 24В и 36В;

- переменного тока напряжением 220В.


 

Организация работ в подразделении и части при постановке ВВТ на хранение


Организация и порядок выполнения работ по подготовке танков и БМП на хранение определяется приказом по части и планом подготовки танков и БМП к хранению. Эти документы разрабатываются и доводятся до подразделений заблаговременно (приказ за 10–15 суток). В приказе указывается:

- марки и номера машин, подлежащих постановке на хранение;

- виды хранения и способы герметизации;

- объём технического обслуживания;

- порядок подготовки личного состава;

- сроки выполнения работ;

- порядок подготовки материально-технического обеспечения;

- лица, ответственные за разработку плана;

- перечень специализированных постов и бригад и их руководителей;

- состав комиссии по проверке качества работ по подготовке машин к хранению.

План подготовки машин к хранению разрабатывается на основании приказа по части заместителем командира части по вооружению совместно с начальниками служб и согласовывается с начальником штаба части и заместителем командира части по тылу, утверждается командиром части и доводится до подразделений не позднее, чем за 10-15 дней до начала работ.

В плане предусматриваются следующие вопросы:

- подготовка личного состава;

- подготовка средств обслуживания и ремонта, порядок обеспечения ими подразделений;

- порядок материально-технического обеспечения подразделений;

– объём основных работ и последовательность их выполнения;

- создание специализированных постов и бригад, порядок их использования;

- подготовка стоянок и хранилищ для машин;

- сроки выполнения работ;

- порядок проверки качества подготовки машин к хранению;

- порядок оформления документации машин, поставленных на хранение.

На основании этого плана ЗКВ батальона разрабатывает аналогичный план подготовки танков и БМП к хранению в батальоне. План утверждается ЗКВ части.

В ротах, в соответствии с планом батальона, командиры рот разрабатывают планы-графики, в которых указывается полный объём работ, выполняемый на танках и БМП.

План-график утверждается командиром батальона за 10–12 дней до начала работ на танках. Экипажам на каждый день заместителем командира роты по вооружению или командиром взвода составляются планы-задания, в которых конкретно указывается объём работ, проводимых на танках и БМП.

План-задание выдаётся также специализированным бригадам.

Подготовка личного состава к выполнению работ

Подготовка офицеров проводится на 2-3-х дневных сборах, как правило, в масштабах части.

Занятия с экипажами проводятся как в учебных классах, так и на материальной части под руководством офицеров. Экипажи должны изучить порядок выполнения работ по техническому обслуживанию БТВТ, а также вопросы соблюдения мер безопасности.

Кроме специального объёма занятий, в процессе подготовки танков к хранению целесообразно ежедневно перед началом работ в течение 20–30 мин. проводить занятия с экипажем по объёму и технологии выполнения работ на данный день.

Подготовка средств обслуживания и материальной части

Важное место уделяется материально-техническому обеспечению работ, которое осуществляется за 1–1,5 месяца до начала выполнения практических работ по материальной части.

Проводится расчет потребности в эксплуатационных материалах, необходимых для постановки танков на хранение (дизельное топливо, масло, смазки, ткань ТТ, клей ХВК-2, силикагель и другие материалы).

Готовится заявка на получение со склада соединения необходимого количества запасных частей, инструмента и эксплуатационных материалов.

Проводится проверка, ремонт и подготовка оборудования, которое предполагается использовать в период проведения работ (установка для сушки силикагеля, бак для обезвоживания масла, агрегат для консервации двигателя), сварочное и станочное оборудование.

Нормы времени на подготовку танков к хранению

1. На кратковременное хранение:

- новые и капитально отремонтированные – 150 ч/час;

- бывшие в эксплуатации – 300 ч/час.

2. На длительное хранение:

- новые и капитально отремонтированные – 160 ч/час;

- бывшие в эксплуатации – 660 ч/час.

Нормы времени на герметизацию

- заклейка – 60 ч/час;

- получехол – 15 ч/час;

- кокон – 100 ч/час.


 

Техническое обслуживание при хранении БТВТ


Техническое обслуживание при хранении БТВТ заключается в выполнении комплекса работ, направленных на поддержание в постоянной исправности БТВТ и их высокой боевой готовности. Виды, объем и периодичность работ комплексного технического обслуживания при хранении БТВТ определены «Руководством по хранению БТВТ» и техническим описанием и инструкцией по эксплуатации объектов БТВТ, приказом министра обороны РФ «По организации эксплуатации и ремонта БТВТ в ВС РФ на мирное время ». В соответствии с этими руководящими документами установлены следующие виды технического обслуживания.

При кратковременном хранении (КХ) (табл. 12.3):

- контрольно-технический осмотр (КТО);

- техническое обслуживание № 1 (ТО-1Х);

- сезонное техническое обслуживание (СО);

- регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Таблица 12.3

Виды, периодичность и нормы трудозатрат на ТО танков КХ (чел/час)

Виды ТО

Периодичность

Трудозатраты

КТО

Не реже 2-х раз в месяц при проведении ПД, ПХД

1,5

ТО-1Х

1 раз в 3 месяца по результатам КТО

18

СО

2 раза в год

140

РТО

Через 10 лет

875 (продолжительность РТО для 10 машин 17–20 дней)

При длительном хранении (ДХ) (табл. 12.4):

- контрольно-технический осмотр (КТО);

- техническое обслуживание № 1 (ТО-1Х);

- техническое обслуживание № 2 (ТО-2Х);

- техническое обслуживание № 2 (ТО-2Х) с переконсервацией и контрольным пробегом (ТО-2Х с ПКП);

- регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Объем работ, выполняемых на БТВТ, находящихся на КХ

Контрольно-технический осмотр (КТО)

Осмотреть и проверить:

- наличие коррозии на наружных поверхностях корпуса, башни и ХЧ;

- герметичность покрытий;

- надежность креплений;

- наличие пломбировки заправочных и сливных отверстий;

- отсутствие воды внутри объекта;

- режим подзаряда АБ малыми токами;

- обводненность силикагеля в патронах осушки приборов.

После проверки машины устранить недостатки и по необходимости заменить консервационную смазку и восстановить окраску машины.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1Х)

Выполнить работы КТО и дополнительно:

- проверить герметичность систем и состояние дюритовых соединений внутри машины;

- проверить работу СТВ, прицелов, электроспусков, ПРХР, средств связи, освещения и сигнализации;

- восстановить окраску (летом – покраска; зимой – поврежденные места смазать смазкой ГОИ-54П).

Сезонное техническое обслуживание (СО)

Совмещается с ТО-1Х с выполнением работ по подготовке объекта к эксплуатации в зимних или летних условиях.

Таблица 12.4

Виды, периодичность и нормы трудозатрат на ТО танков ДХ (чел/час)

Виды ТО

Периодичность

Трудозатраты

КТО

Не реже 2-х раз в месяц при проведении ПД, ПХД

6

ТО-1Х

1 раз в 6 месяцев

18

ТО-2Х

1 раз в год

50

ТО-2Х с ПКП

После 4-х лет хранения

660

РТО

Через 10 лет

875 (продолжительность РТО для 10 машин
17–20 дней)

Объем работ, выполняемых на БТВТ, находящихся на ДХ

КТО:

- проверить состояние герметизирующего покрытия и качество приклейки его к корпусу танка;

- один раз в месяц проверить обводненность силикагеля;

- устранить недостатки.

ТО-1Х:

- проверить состояние герметизирующего покрытия, состояние валиков из ЗЗК;

- проверить отсутствие течи из систем и агрегатов;

- проверить обводненность силикагеля;

- проверить состояние дюритовых соединений снаружи машины, наличие коррозии на наружных поверхностях;

- восстановить нарушенную покраску.

ТО-2Х:

Выполнить работы ТО-1Х и дополнительно:

- частично разгерметезировать машину, установить АБ или подключить машину к внешнему источнику питания;

- просушить силикагель;

- проверить наличие коррозии внутри машины;

- прокачать топливную систему, повернуть топливораспределительный кран на три оборота;

- переместить приводы управления 4–6 раз;

- проверить герметичность систем и агрегатов, работу подогревателя, электроспусков, АЗ, прицелов, приборов, состояние КИП, работу ТПУ, исполнительных механизмов СКЗ, снять характеристику с радиостанции (25 % в год);

- проверить уровень масла в бачках СТВ;

- проверить массу ОУ-2 взвешиванием;

- слить 2–3 литра отстоя топлива из каждого бака;

- проверить наличие пробок, крышек и лючков на днище, крепление ЗИП, целостность пломб;

- восстановить разрушенную покраску;

- загерметизировать объект.

ТО-2Х с переконсервацией и контрольным пробегом
(ТО-2Х с ПКП):

- полная разгерметизация машины;

- установить АБ;

- выгрузить и просушить силикагель;

- выгрузить боеприпасы;

- выполнить контрольный пробег машины до 50 км;

- выполнить весь объем работ по ТО с заменой эксплуатационных материалов;

- загрузить силикагель;

- загерметизировать объект;

- оформить журнал машины, содержащейся на ДХ.

Регламентированное техническое обслуживание (РТО)

В первую очередь РТО проводится для машин, которым ранее проводилось ТО-2Х с переконсервацией и контрольным пробегом, с целью поддержания боеспособности БТВТ в течение последующих 5–10 лет. При проведении работ по РТО производится замена отдельных частей механизмов и агрегатов, которые содержат материалы, подверженные изменению (старению) в процессе хранения. Номенклатура заменяемых деталей (РТИ, электронные приборы и т. д.) и технология их замены разрабатываются заводами-изготовителями машин на основе проведенных испытаний. РТО проводится под контролем и с участием представителей заводов-изготовителей.

Для машин, находящихся на хранении, ведется следующая документация:

1) журнал машин, находящихся на хранении (для машин ДХ);

2) формуляр машины;

3) карточка учета недостатков состояния и содержания машины;

4) технологическая карта снятия машины с хранения;

5) контрольно-выверочная мишень, выполненная на клеенке;

6) паспорт на эксплуатационные материалы.


 

Объём работ по снятию БТВТ с хранения


При снятии машины с хранения для проведения плановой эксплуатации необходимо разгерметизировать ее, если она хранилась в загерметизированном состоянии, выгрузить влагопоглотитель, провести контрольный осмотр машины и дополнительно:

- установить аккумуляторные батареи, если они снимались;

- открыть вентили воздушных баллонов;

- проверить уровень масла в пополнительных баках стабилизатора и при необходимости дозаправить;

- проверить работу привода жалюзи;

- проверить функционирование системы ППО, ЗОМП.

При выходе машины из парка по тревоге все работы по приведению ее в боевое положение выполняются в два этапа:

I-й этап: выполняются работы, необходимые для подготовки танка к выходу из парка.

II-й этап: выполняются все остальные работы, обеспечивающие подготовку танка к боевому использованию (эти операции целесообразно выполнять в районе сосредоточения).

При подготовке танка к выходу из парка необходимо:

- разгерметизировать танк, а также фары, сигнал и извлечь влагопоглотитель (если танк хранился в загерметизированном состоянии);

- установить аккумуляторные батареи (если они не были установлены);

- проверить заправку танка охлаждающей жидкостью и уровень масла в пополнительном баке системы смазки двигателя;

- пустить двигатель и проверить его работу на минимальной (800 об/мин) и эксплуатационной частоте вращения коленчатого вала (1600–1800 об/мин);

- проверить внешним осмотром состояние ходовой части и крепление ЗИП снаружи танка;

- проверить крепление вооружения по-походному;

- проверить включением работоспособность радиостанции и ТПУ.

При подготовке танка к боевому применению
в районе сосредоточения необходимо:

- провести расконсервацию и осмотр комплекса вооружения с проверкой работы всех механизмов;

- провести выверку прицелов;

- проверить противооткатные устройства;

- проверить функционирование стабилизатора, привода наведения пушки и системы командирского целеуказания;

- привести артвыстрелы в окончательное снаряжение и загрузить их в танк (если танк хранился без боекомплекта);

- проверить действия исполнительных механизмов системы ЗОМП;

- снарядить ленты пулеметов и уложить их в коробки, уложить на штатные места гранаты и ракеты;

- проверить заряженность баллонов ППО;

- проверить состояние деталей ОПВТ и исправность водооткачивающего насоса;

- устранить обнаруженные неисправности.



 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Заместитель командира подразделения по вооружению является руководителем и организатором технической подготовки л/с. В соответствии с этим должен знать цель, задачи, порядок подготовки, методику проведения и построения занятий по технической подготовке с личным составом танковой роты.

Основными задачами технической подготовки согласно программе боевой подготовки танковых подразделений являются:

- изучение устройства танка и правил его эксплуатации;

- обучение выполнению работ по техническому обслуживанию танков и устранению неисправностей в объёме обязанностей по специальности;

- совершенствование навыков командиров танков в организации работы экипажа по ТО, ремонту и подготовке танка к бою.

Для проведения занятий по технической подготовке в подразделении создаются три группы:

- командиров танков;

- наводчиков-операторов и заряжающих;

- механиков-водителей.

Обучение специалистов проводится на учебных машинах, учебно-тренировочных средствах, в технических классах и парках методом рассказа, показа с выполнением практических работ.

Содержанием занятий предусматривается постепенное (по периодам обучения) наращивание знаний и совершенствование знаний и практических навыков.

Планирование технической подготовки в роте производится командиром роты совместно с ЗКВ роты на основе месячного плана боевой подготовки батальона. При составлении расписания учитываются тематика занятий на очередную неделю, дни и время выделения роте учебно-боевой техники и объектов учебно-материальной базы.

При определении места проведения занятия учитываются вид занятия.

Теоретические занятия по изучению устройства и работы агрегатов, узлов и механизмов планируются в технических классах, занятия по эксплуатации и обслуживанию машин – на материальной части или классах эксплуатации.

Основными руководителями занятий по технической подготовке в роте являются ЗКВ роты и командир взвода. Руководителями занятий на учебных местах назначаются наиболее подготовленные механики-водители или командиры танков.

Руководитель занятия по технической подготовке непосредственно отвечает за качество обучения личного состава.

Выполненные работы (виды проведённого обслуживания, отработанные нормативы) учитываются в журналах боевой подготовки.

Руководитель занятия должен обладать не только конкретными знаниями, но и уметь передавать свои знания обучаемым. Проводя занятия, он должен исходить из принципов, основными из которых являются:

- воспитательная направленность процесса обучения;

- систематичность и последовательность изложения учебного материала;

- сознательность и активность в усвоении материала;

- тесная взаимосвязь теории с практикой;

- доходчивость изложения материала и его наглядность;

- прочность усвоения знаний.

В зависимости от учебных целей, места и методов проведения различают два основных вида занятий – теоретическое и практическое.

Целью теоретического занятия является изучение устройства и работы материальной части, а также теоретических основ правил ее эксплуатации. В процессе изложения теоретических сведений руководитель обязан раскрывать их прикладное значение, исходя из того, что без их глубокого понимания невозможно приобрести твердые практические навыки в правильном пользовании, техническом обслуживании БТВТ.

Целью практического занятия является выработка у обучаемых твердых навыков по выполнению практических работ на машинах по их техническому обслуживанию, регулировкам, устранению неисправностей, подготовке машин к преодолению водных преград под водой, а также войсковому ремонту.

Методы обучения – это пути и способы, с помощью которых сообщаются определенные сведения и достигается их усвоение, формирование навыков и умений личного состава и воспитание у него высоких морально-боевых качеств.

Основными методами являются: устное изложение учебного материала, показ, упражнение и самостоятельная работа.

Устное изложение учебного материала позволяет передать основное содержание изучаемого материала, а также новые сведения, еще не нашедшие отражения в учебниках. Разновидностями устного изложения материала являются рассказ (объяснение) и беседа. Они чаще всего сочетаются с показом работы агрегатов машины и демонстрацией различных наглядных пособий.

Показ – совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых формируются конкретные представления об устройстве и работе машины в целом или ее составных частей.

Упражнение – многократное, сознательное, усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у личного состава навыков и умений.

Самостоятельная работа обучаемых по овладению учебным материалом является важнейшим методом обучения. Для повышения качества самостоятельная работа должна контролироваться, отсутствие контроля может породить неправильное отношение личного состава к самостоятельной работе, привести к непроизводительной трате учебного времени.

Основными методами проведения теоретических занятий являются рассказ и беседа. Оба эти метода сопровождаются показом. В начале любого занятия беседа позволяет проверить подготовку обучаемых и установить связь между пройденными и новыми темами, в ходе занятия выявить степень усвоения излагаемых сведений и в конце обобщить рассмотренные вопросы.

Практические занятия проводятся методом практической работы обучаемых на материальной части и специально оборудованных стендах. Практические занятия обычно проводятся в парке, в поле или в специальных классах. В зависимости от количества отрабатываемых вопросов и их назначения при проведении практических занятий, как правило, организуются и оборудуются отдельные учебные места. В этом случае в помощь руководителю занятий на каждое учебное место назначаются инструкторы из числа механиков-водителей или других специалистов.

Порядок подготовки руководителя к занятиям

Качество занятий по технической подготовке во многом зависит от уровня личной подготовленности руководителя по всему предмету в целом и, особенно, по теме производимого занятия.

Подготовка руководителя к проведению занятия осуществляется на инструкторско-методических, показных занятиях, инструктажах, самостоятельной работе.

Подготовка руководителя к занятию включает:

- уяснение программы боевой подготовки, темы, учебной цели, места и времени проведения занятия;

- изучение наставлений, руководств, курса вождения и методических пособий;

- определение структуры занятия, последовательности и методов изучения (отработки) учебных вопросов, организации занятий, количества учебных мест, необходимого материального обеспечения занятия в целом и отдельно учебных мест;

- расчет учебного времени и составление плана-конспекта (плана) занятия.

Исходные данные:

- тема;

- содержание учебных вопросов;

- уровень подготовки личного состава;

- место проведения;

- время и продолжительность занятия;

- выполняемые нормативы;

- материально-техническое обеспечение.

Исходные данные руководитель уясняет:

- из расписания занятий;

- программы боевой подготовки;

- указаний старшего начальника;

- распорядка дня.

При подготовке к практическому занятию руководитель, кроме того, накануне занятия обязан:

- проверить подготовку к занятию помощников и инструкторов;

- проверить подготовку обучаемых к занятию;

- проверить готовность материального обеспечения занятия, состояние рабочих мест и их оснащение необходимыми инструментами, приспособлениями и документацией;

- проверить готовность средств, обеспечивающих соблюдение правил техники безопасности и средств оказания первой медицинской помощи;

- составить план проведения практического занятия и представить на утверждение.

В целях подготовки и качественного проведения каждого занятия составляется план-конспект проведения занятия.

План-конспект занятия разрабатывается преподавателем в произвольной форме и включает наименование занятия, учебную и воспитательную цели, время и место проведения, перечень отрабатываемых вопросов с расчетом времени, материально-техническое обеспечение, краткое содержание учебных вопросов.

Конкретное содержание план-конспекта зависит от вида занятия, подготовленности и опыта преподавателя.

При составлении план-конспекта занятий используются методические рекомендации воинской части по данной дисциплине и теме, указанные в частной методике, методических разработках и других учебных документах. План-конспект занятия предоставляется на утверждение непосредственному начальнику, как правило, не позднее двух дней до его начала.

Каждое занятие по технической подготовке, как теоретическое, так и практическое, строится в определенной логической последовательности и состоит из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть. На вводную часть занятия отводится 10–15 минут. Во вводной части теоретического занятия руководитель производит проверку наличия обучаемых, проверку качества усвоения пройденного материала с кратким анализом ответов, сообщает тему, цель и порядок проведения занятия. Проверка усвоения пройденного материала производится путем постановки перед обучаемыми контрольных вопросов, которые должны отражать главное содержание предыдущего занятия и увязываться с учебным материалом данного занятия. Вопросы для контрольного опроса разрабатываются и отражаются в плане-конспекте.

Контрольные вопросы ставятся перед всеми обучаемыми, а для ответа вызывается один. При ответе обучаемого на контрольный вопрос руководителю не следует его перебивать. Ответ обучаемого должен быть выслушан до конца. В случае грубых ошибок или неполного ответа на поставленный вопрос рекомендуется для дополнения ответа вызвать других обучаемых.

При сообщении темы или цели занятия необходимо подчеркнуть значение изучаемой темы для практической деятельности.

Во вводной части практического занятия руководитель производит проверку наличия обучаемых. Объявляет тему, цель и порядок проведения занятия, указывает учебные места и порядок их прохождения, производит распределение обучаемых на группы в соответствии с количеством обучаемых мест или танков и устанавливает меры безопасности.

Основная часть. В основной части занятия руководитель излагает новый материал. Объяснение должно отвечать требованиям и содержанию учебного процесса, научности, связанности с практикой. Оно должно носить доказательный характер, материал должен излагаться в стройной логической последовательности по принципу от простого к сложному. При изучении устройства машин рекомендуется материал излагать в определенной последовательности: назначение, расположение агрегатов, техническая характеристика, устройство и работа (общее устройство, физический принцип действий, устройство составляющих элементов и деталей, работа), регулировочные устройства и регулировка, объем технического обслуживания и эксплуатационные материалы, неисправности, их признаки, причины и способы устранения. В некоторых случаях целесообразно после изложения назначения и расположения агрегатов и узлов показать порядок пользования, принцип действия, работы для того, чтобы у обучаемых сложилось общее представление о системе, агрегате, узле и т. п., после этого переходить от общего к частностям и затем вновь вернуться к общему на более высоком уровне знаний.

Все учебные вопросы, их содержание, методы и время проведения должны быть тщательно продуманы и отражены в плане или плане-конспекте проведения занятия.

Материал, который необходимо записать, руководитель должен излагать медленнее и, если необходимо, повторить.

Дословно в кратких и сжатых формулировках записываются только основные определения, правила, назначение и техническая характеристика.

По окончании объяснения очередного учебного вопроса руководитель должен сделать выводы о практической значимости изложенного материала, выяснить полноту его усвоения.

В основной части практического занятия проводится самостоятельная работа обучаемых на учебных местах под руководством руководителя на учебном месте. По команде руководителя занятия обучаемые в составе групп направляются к своим учебным местам и приступают к выполнению практических работ, руководствуясь операционными картами и заданиями.

При необходимости практическое занятие может начинаться с образцового показа последовательности выполнения основных операций и работ. Если для выполнения работ будет использоваться оборудование или инструмент, с которым обучаемые ранее не встречались, руководитель обязан предварительно объяснить правила его применения.

Заключительная часть. На нее отводится 10–15 минут. В заключительной части теоретического занятия руководитель дает ответы на возникшие вопросы у обучаемых, кратко сообщает, как выполнены поставленные в начале занятия учебные цели; оценивает действия и ответы обучаемых на вопросы, поставленные в ходе занятия, указывает отстающим, что им необходимо сделать для более прочного усвоения материала.

Задание на самостоятельную подготовку сообщается устно или письменно. В заключительной части практического занятия делается разбор качества выполнения практических работ. Указываются недостатки в технологии выполнения операций, которые были допущены обучаемыми, а также объявляются оценки за практическую работу каждому обучаемому, определяется время на ТО используемой материальной части.


 

ПАРКОВЫЕ И ПАРКОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДНИ

В целях обеспечения постоянной готовности БТВТ к использованию, своевременного и качественного их обслуживания Уставом внутренней службы и приказами Министра обороны РФ в частях устанавливаются парковые (ПД) и парково-хозяйственные (ПХД) дни.

В ПД личным составом частей под руководством офицеров проводятся работы по обслуживанию и ремонту машин, совершенствованию элементов парка и осмотры вооружения и техники.

В ПХД кроме работ, проводимых в парке, могут проводиться работы по обслуживанию и совершенствованию учебно-материальной базы для обеспечения боевой подготовки личного состава, а также неотложные хозяйственные работы. Личный состав распределяется на работы с учетом технического состояния машин, на объекты учебно-материальной базы и на плановые хозяйственные работы.

Организация парковых и парково-хозяйственных дней

Парковые дни (ПД) организуются и проводятся под руководством командира части не реже двух раз в месяц с привлечением всего личного состава, кроме находящихся в наряде. Для организации работ в подразделениях, контроля за качеством их проведения привлекаются офицеры подразделений, работающих в парке, и необходимое количество офицеров штаба части.

В Парково-хозяйственные дни (ПХД) для руководства работами по обслуживанию и оборудованию учебно-материальной базы и хозяйственными работами назначаются ответственные офицеры от подразделений, выделенных на эти работы. В части ответственным за проведение ПХД назначается один их заместителей командира части.

Планирование парковых и парково-хозяйственных дней

Особая роль в планировании ПД принадлежит заместителю командира части по вооружению, начальникам бронетанковой, автомобильной служб, службы ракетно-артиллерийского вооружения и другим офицерам технической части, которые определяют виды выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту вооружения и техники, осуществляют обеспечение необходимым техническим имуществом и материалами, организуют работу подразделений технического обеспечения.

Планирование ПХД осуществляется под руководством начальника штаба части при активном участии заместителя командира части, который определяет задачи по обслуживанию, ремонту или оборудованию учебно-материальной базы по боевой подготовке, а также заместителя командира по тылу, который ставит задачи на выполнение хозяйственных работ. ЗКВ части с начальниками служб определяет работы, которые должны быть запланированы и выполнены на бронетанковом вооружении и технике подразделений, в которых проводится ПД.

ПД и ПХД предусматриваются планами боевой подготовки части, включаются в расписания занятий подразделений. Опыт планирования и проведения ПД и ПХД показал, что наиболее эффективно решаются поставленные задачи, если проводят их последовательно в течение двух следующих друг за другом дней.

Планирование и подготовка ПД и ПХД осуществляются в несколько этапов.

На первом этапе за 3–4 дня до начала ПД и ПХД командир части определяет задачи, которые должны быть учтены при планировании и материально-техническом обеспечении, дает указания своим заместителям и командирам подразделений по организации обслуживания и ремонта техники, учебно-материальной базы и по выполнению хозяйственных работ.

На втором этапе за 2–3 дня разрабатывается план проведения ПД и ПХД в части и параллельно в подразделениях (батальонах, отдельных ротах), представляются заявки на необходимые запасные части и эксплуатационные материалы, ставятся задачи начальникам служб по всестороннему обеспечению ПД и ПХД, а командиру ремонтного подразделения – по организации работы специализированных постов и бригад. До подразделений доводится график работы этих постов и бригад.

На третьем этапе за 2 дня проводится планирование работ в ротах ЗКВ рот на основании плана работ и указаний ЗКВ батальона. Командиры взводов составляют планы-задания на ПД для экипажей с указанием времени, необходимого для выполнения этих работ. Начальники служб обеспечивают, в соответствии с заявками подразделения, необходимыми запасными частями и материалами.

После проверки готовности к проведению ПД и ПХД планы на их проведение утверждаются соответствующими командирами.