Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Боевые и мореходные качества корабля

БОЕВЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ

 

Несмотря на большие перемены во внутренней и внешней политике, Россия по прежнему стремится оставаться великой морской державой. Для надёжной защиты своих морских рубежей, а также для обеспечения нацио­нальных интересов РФ нуждается в сильном, современном, океанском Воен­но-Морском флоте. ВМФ, как вид вооружённых сил включает в себя надвод­ные корабли, подводные лодки, суда обеспечения, а также береговые час­ти и авиацию. Перед каждым из перечисленных родов сил стоят определён­ные, конкретные задачи, для решения которых они предназначены.

Чтобы корабль мог выполнять поставленные перед ним задачи, он должен обладать рядом боевых и мореходных качеств.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим назначение, боевые и море­ходные качества надводных кораблей, как одного из основных родов сил, входящих в Военно-Морской флот.

1. ПОНЯТИЕ О БОЕВЫХ КАЧЕСТВАХ КОРАБЛЯ.

Корабельным Уставом ВМФ определено, что кораблём называется пла­вучее инженерное сооружение, способное передвигаться по поверхности воды, над водой и под водой, носящее военно-морской флаг.

В строительстве корабля принимают участие сотни заводов. Изучени­ем вопросов кораблестроения занимается целый ряд наук: теория корабля, строительная механика, архитектура корабля, проектирование кораблей.

Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ос­лабление сил и средств противника путём боевого воздействия.

Эта основная задача включает в себя ряд конкретных задач, для ре­шения которых создаются различные классы кораблей. Боевые корабли раз­деляются на классы в зависимости от основного оружия и предназначения. В настоящее время существуют такие классы надводных кораблей как: ави­анесущие, ракетно-артиллерийские, противолодочные, минно-тральные и десантные. Кроме того, в пределах одного и того же класса с учётом дальности плавания, водоизмещения или специализации на подклассы. Внутри классов и подклассов существуют корабли различных типов и про­ектов.

Все эти корабли отличаются друг от друга не только по такти­ко-техническим характеристикам, но и по характеру решаемых задач.

Несмотря на все различия (ТТХ, предназначение, вооружение и т.д.), каждый корабль должен обладать определёнными боевыми качества­ми, которые и предназначены обеспечить выполнение поставленных перед ним задач.

К основным боевым качествам корабля относятся боеспособность, живучесть, скрытность, манёвренность, автономность, обитаемость, мореходность.

Рассмотрим перечисленные боевые качества корабля более подробно.

БОЕСПОСОБНОСТЬ характеризует возможность корабля вести боевые действия и выполнять другие боевые задачи в соответствии с предназна­чением.

От обеспечения данного качества зависит решение свойственных дан­ному классу кораблей боевых задач (поиск и уничтожение подводных лодок противника, нанесение ударов по надводным кораблям, базам и промышлен­ным центрам противника, ПВО, траление и др.). Уровень боеспособности корабля определяет также его возможности по осуществлению самообороны при противодействии противника. Боеспособность определяется составом и эффективностью оружия, средствами пассивной и активной защиты, манев­ренными и мореходными элементами, а также присутствием всех остальных боевых качеств, одним из основных среди которых наряду с боеспособ­ностью является живучесть корабля.

ЖИВУЧЕСТЬ - способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степе­ни свою боеспособность.

Живучесть корабля включает такие элементы, как непотопляемость, взрыво- и пожаробезопасность, живучесть оружия и технических средств, а также защищенность личного состава.

Корабль, обладающий низкой живучестью, в условиях противодействия не сможет нанести ущерб противнику, т.к. быстро утратит свою боеспо­собность.

Живучесть корабля в целом и каждый из ее элементов в отдельности обеспечивается выполнением трех групп мероприятий:

а) Конструктивных, осуществляемых при проектировании и постройке корабля.

Это и обеспечение необходимой общей и местной прочности корпуса корабля, деление корабля на водонепроницаемые отсеки, оборудование по­мещений корабля эффективными средствами борьбы за живучесть (противо­пожарные системы, трюмные системы, балластные системы и т.д.).

б) Организационно-технических, проводимых на протяжении всего пе­риода службы корабля.

К этим мероприятиям относится в первую очередь контроль за состо­янием корпуса корабля и исправностью средств борьбы за живучесть, а также подготовка личного состава корабля к борьбе за живучесть (БЗЖ).

в) Действий личного состава по борьбе за живучесть поврежденного корабля.

Мероприятия этой группы включают в себя непосредственно борьбу личного состава корабля за непотопляемость при получении кораблем бое­вых и аварийных повреждений (заделка пробоин, удаление воды, спрямле­ние корабля и т.д.)

Боеспособность и живучесть являются важнейшими боевыми качествами корабля, обеспечению которых уделяется главное внимание при его проек­тировании и эксплуатации. Именно поэтому многие конструктивные решения при создании боевого корабля обусловлены требованиями высокой боеспо­собности и живучести.

СКРЫТНОСТЬ - это способность корабля действовать незаметно от средств технического и зрительного наблюдения противника.

Очевидно, чем лучше обеспечена скрытность корабля, тем меньше ве­роятность его обнаружения и поражения боевыми средствами противника. Поэтому обеспечению скрытности уделяется большое внимание как на этапе проектирования и постройке корабля, так и в процессе эксплуатации.

Каждый корабль обладает целым комплексом различных физических по­лей: акустическим, магнитным, тепловым, гидродинамическим и т.д. Сов­ременные виды оружия реагируют на данные физические поля корабля. Поэ­тому возникает необходимость снижения этих полей. Например, использо­вание малошумных технических средств, возможность работы механизмов на специальных режимах, снижающих шумы, использование специальных уст­ройств, позволяющих снизить уровень физических полей корабля (размаг­ничивающее устройство); использование специальных составов для окраски корпуса корабля, затрудняющих его визуальное наблюдение противником.

МАНЁВРЕННОСТЬ - характеризует способность корабля изменять свое местоположение и включает в себя : скорость, дальность плавания, инер­цию, поворотливость, а для подводных лодок, кроме того, глубину погру­жения и скорость глубины погружения.

Данное боевое качество позволяет кораблю более эффективно исполь­зовать имеющееся у него вооружение, а также улучшить возможности защи­ты корабля от боевого воздействия средств противника.

Обеспечивается маневренность в основном за счет конструктивных мероприятий: обводы корпуса корабля, использование технических средств, тип энергетической установки и т.д. Важную роль при этом иг­рает и обученность личного состава корабля, правильность и уверенность его действий.

АВТОНОМНОСТЬ - предельная длительность пребывания корабля в море без пополнения запасов топлива, смазочного масла, пресной воды, прови­зии и прочих запасов, необходимых для движения корабля и жизни на нём личного состава. Измеряется автономность в сутках.

При действии в море, корабль постоянно расходует ресурсы топлива, смазочных материалов, пресной воды, продовольствия. Поэтому от наличия запасов этих ресурсов, а также от их экономного и эффективного исполь­зования зависит автономность. Автономность также зависит и от типа главной энергетической установки используемой на корабле.

Так, применение на кораблях ядерной энергетической установки поз­воляет значительно увеличить их автономность. Так для ко­раблей с обычными ГЭУ автономность составляет 30 - 35 суток по запасам топлива, то для кораблей с ЯЭУ автономность достигает 80 суток и более по запасам провизии, а по запасам топлива автоном­ность для таких кораблей практически не ограничена.

Автономность имеет большое значение для корабля, для его боевой устойчивости. Поэтому применяются всевозможные способы увеличения ав­тономности корабля. Например, предусматриваются специальные режимы ра­боты энергетической установки (режим экономичного хода), на которых обеспечивается наименьший расход топлива. На каждом боевом корабле предусмотрено устройство приёма жидких грузов на ходу, что позволяет кораблю пополнять запасы топлива, масла, пресной воды при нахождении в море. Использование опреснительных установок также обеспечивает попол­нение запасов пресной воды.

ОБИТАЕМОСТЬ корабля - предусматривает обеспечение необходимых ус­ловий жизни и деятельности на нем личного состава.

Действие корабля связано с его длительным пребыванием в море. Возникает необходимость создания в корабельных помещениях благоприят­ных климатических условий.

Например, при действии в арктических районах требуется обогрев корабля, а при плавании в тропиках вентиляция и кондиционирование воз­духа в жилых и служебных помещениях корабля. От обеспечения нормальных условий жизнедеятельности зависит работоспособность личного состава корабля.

Кроме того, при выполнении своих обязанностей на БП, при обеспе­чении тех или иных мероприятий на корабле л\с испытывает физическую и психологическую нагрузку. Чем лучше конструктивно и технически обеспече­ны условия работы и отдыха л\с, тем меньше будет эта нагрузка. Следо­вательно, и действия л\с будут более уверенными, осмысленными и четки­ми, что обеспечивает эффективное выполнение поставленных задач.

Таким образом, создание комфортных условий для личного состава корабля повышает его боеспособность. Однако нужно помнить, что корабль проектируется и строится для решения боевых задач и должен в макси­мальной степени предназначаться для ведения боевых действий.

МОРЕХОДНОСТЬ - способность корабля безопасно плавать и эффективно применять оружие на взволнованной поверхности моря.

Мореходность обеспечивается прочностью корпуса, всхожестью на волну, незаливаемостью и брызгозащищенностью, умеренной качкой, стаби­лизацией оружия и приборов наведения с целью повышения точности стрельбы.

Поверхность моря редко бывает спокойной. Обычно кораблю приходит­ся действовать в условиях волнения моря. Это вызывает дополнительные нагрузки на корпус корабля, на технические средства и л\с. Следова­тельно корабль должен иметь достаточную прочность и устойчивость для выполнения задач в условиях волнения моря. Мореходность оценивается волнением моря в баллах, при котором корабль может эффективно приме­нять оружие.

Мореходность современных кораблей составляет 6 - 7 баллов.

Таким образом, для обеспечения эффективного выполнения своего бо­евого предназначения каждый корабль должен обладать комплексом боевых качеств: боеспособностью, живучестью, скрытностью, маневренностью, ав­тономностью, обитаемостью, мореходностью. Наиболее важными из перечис­ленных боевых качеств являются боеспособность и живучесть.

Все остальные качества направлены на обеспечение боеспособности и живучести корабля. Но все боевые качества взаимосвязаны и при утрате любого из них снижается эффективность действия корабля в целом.

Наряду с боевыми качествами, большое значение для корабля имеет также обеспечение его мореходных качеств, которые характеризуют поло­жение корабля относительно поверхности воды и его движение относитель­но этой поверхности.

You are here: Главная Лекции Флот Боевые и мореходные качества корабля