Боевые и мореходные качества корабля
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 24 July 2014
БОЕВЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ
Несмотря на большие перемены во внутренней и внешней политике, Россия по прежнему стремится оставаться великой морской державой. Для надёжной защиты своих морских рубежей, а также для обеспечения национальных интересов РФ нуждается в сильном, современном, океанском Военно-Морском флоте. ВМФ, как вид вооружённых сил включает в себя надводные корабли, подводные лодки, суда обеспечения, а также береговые части и авиацию. Перед каждым из перечисленных родов сил стоят определённые, конкретные задачи, для решения которых они предназначены.
Чтобы корабль мог выполнять поставленные перед ним задачи, он должен обладать рядом боевых и мореходных качеств.
На сегодняшнем занятии мы рассмотрим назначение, боевые и мореходные качества надводных кораблей, как одного из основных родов сил, входящих в Военно-Морской флот.
1. ПОНЯТИЕ О БОЕВЫХ КАЧЕСТВАХ КОРАБЛЯ.
Корабельным Уставом ВМФ определено, что кораблём называется плавучее инженерное сооружение, способное передвигаться по поверхности воды, над водой и под водой, носящее военно-морской флаг.
В строительстве корабля принимают участие сотни заводов. Изучением вопросов кораблестроения занимается целый ряд наук: теория корабля, строительная механика, архитектура корабля, проектирование кораблей.
Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ослабление сил и средств противника путём боевого воздействия.
Эта основная задача включает в себя ряд конкретных задач, для решения которых создаются различные классы кораблей. Боевые корабли разделяются на классы в зависимости от основного оружия и предназначения. В настоящее время существуют такие классы надводных кораблей как: авианесущие, ракетно-артиллерийские, противолодочные, минно-тральные и десантные. Кроме того, в пределах одного и того же класса с учётом дальности плавания, водоизмещения или специализации на подклассы. Внутри классов и подклассов существуют корабли различных типов и проектов.
Все эти корабли отличаются друг от друга не только по тактико-техническим характеристикам, но и по характеру решаемых задач.
Несмотря на все различия (ТТХ, предназначение, вооружение и т.д.), каждый корабль должен обладать определёнными боевыми качествами, которые и предназначены обеспечить выполнение поставленных перед ним задач.
К основным боевым качествам корабля относятся боеспособность, живучесть, скрытность, манёвренность, автономность, обитаемость, мореходность.
Рассмотрим перечисленные боевые качества корабля более подробно.
БОЕСПОСОБНОСТЬ характеризует возможность корабля вести боевые действия и выполнять другие боевые задачи в соответствии с предназначением.
От обеспечения данного качества зависит решение свойственных данному классу кораблей боевых задач (поиск и уничтожение подводных лодок противника, нанесение ударов по надводным кораблям, базам и промышленным центрам противника, ПВО, траление и др.). Уровень боеспособности корабля определяет также его возможности по осуществлению самообороны при противодействии противника. Боеспособность определяется составом и эффективностью оружия, средствами пассивной и активной защиты, маневренными и мореходными элементами, а также присутствием всех остальных боевых качеств, одним из основных среди которых наряду с боеспособностью является живучесть корабля.
ЖИВУЧЕСТЬ - способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.
Живучесть корабля включает такие элементы, как непотопляемость, взрыво- и пожаробезопасность, живучесть оружия и технических средств, а также защищенность личного состава.
Корабль, обладающий низкой живучестью, в условиях противодействия не сможет нанести ущерб противнику, т.к. быстро утратит свою боеспособность.
Живучесть корабля в целом и каждый из ее элементов в отдельности обеспечивается выполнением трех групп мероприятий:
а) Конструктивных, осуществляемых при проектировании и постройке корабля.
Это и обеспечение необходимой общей и местной прочности корпуса корабля, деление корабля на водонепроницаемые отсеки, оборудование помещений корабля эффективными средствами борьбы за живучесть (противопожарные системы, трюмные системы, балластные системы и т.д.).
б) Организационно-технических, проводимых на протяжении всего периода службы корабля.
К этим мероприятиям относится в первую очередь контроль за состоянием корпуса корабля и исправностью средств борьбы за живучесть, а также подготовка личного состава корабля к борьбе за живучесть (БЗЖ).
в) Действий личного состава по борьбе за живучесть поврежденного корабля.
Мероприятия этой группы включают в себя непосредственно борьбу личного состава корабля за непотопляемость при получении кораблем боевых и аварийных повреждений (заделка пробоин, удаление воды, спрямление корабля и т.д.)
Боеспособность и живучесть являются важнейшими боевыми качествами корабля, обеспечению которых уделяется главное внимание при его проектировании и эксплуатации. Именно поэтому многие конструктивные решения при создании боевого корабля обусловлены требованиями высокой боеспособности и живучести.
СКРЫТНОСТЬ - это способность корабля действовать незаметно от средств технического и зрительного наблюдения противника.
Очевидно, чем лучше обеспечена скрытность корабля, тем меньше вероятность его обнаружения и поражения боевыми средствами противника. Поэтому обеспечению скрытности уделяется большое внимание как на этапе проектирования и постройке корабля, так и в процессе эксплуатации.
Каждый корабль обладает целым комплексом различных физических полей: акустическим, магнитным, тепловым, гидродинамическим и т.д. Современные виды оружия реагируют на данные физические поля корабля. Поэтому возникает необходимость снижения этих полей. Например, использование малошумных технических средств, возможность работы механизмов на специальных режимах, снижающих шумы, использование специальных устройств, позволяющих снизить уровень физических полей корабля (размагничивающее устройство); использование специальных составов для окраски корпуса корабля, затрудняющих его визуальное наблюдение противником.
МАНЁВРЕННОСТЬ - характеризует способность корабля изменять свое местоположение и включает в себя : скорость, дальность плавания, инерцию, поворотливость, а для подводных лодок, кроме того, глубину погружения и скорость глубины погружения.
Данное боевое качество позволяет кораблю более эффективно использовать имеющееся у него вооружение, а также улучшить возможности защиты корабля от боевого воздействия средств противника.
Обеспечивается маневренность в основном за счет конструктивных мероприятий: обводы корпуса корабля, использование технических средств, тип энергетической установки и т.д. Важную роль при этом играет и обученность личного состава корабля, правильность и уверенность его действий.
АВТОНОМНОСТЬ - предельная длительность пребывания корабля в море без пополнения запасов топлива, смазочного масла, пресной воды, провизии и прочих запасов, необходимых для движения корабля и жизни на нём личного состава. Измеряется автономность в сутках.
При действии в море, корабль постоянно расходует ресурсы топлива, смазочных материалов, пресной воды, продовольствия. Поэтому от наличия запасов этих ресурсов, а также от их экономного и эффективного использования зависит автономность. Автономность также зависит и от типа главной энергетической установки используемой на корабле.
Так, применение на кораблях ядерной энергетической установки позволяет значительно увеличить их автономность. Так для кораблей с обычными ГЭУ автономность составляет 30 - 35 суток по запасам топлива, то для кораблей с ЯЭУ автономность достигает 80 суток и более по запасам провизии, а по запасам топлива автономность для таких кораблей практически не ограничена.
Автономность имеет большое значение для корабля, для его боевой устойчивости. Поэтому применяются всевозможные способы увеличения автономности корабля. Например, предусматриваются специальные режимы работы энергетической установки (режим экономичного хода), на которых обеспечивается наименьший расход топлива. На каждом боевом корабле предусмотрено устройство приёма жидких грузов на ходу, что позволяет кораблю пополнять запасы топлива, масла, пресной воды при нахождении в море. Использование опреснительных установок также обеспечивает пополнение запасов пресной воды.
ОБИТАЕМОСТЬ корабля - предусматривает обеспечение необходимых условий жизни и деятельности на нем личного состава.
Действие корабля связано с его длительным пребыванием в море. Возникает необходимость создания в корабельных помещениях благоприятных климатических условий.
Например, при действии в арктических районах требуется обогрев корабля, а при плавании в тропиках вентиляция и кондиционирование воздуха в жилых и служебных помещениях корабля. От обеспечения нормальных условий жизнедеятельности зависит работоспособность личного состава корабля.
Кроме того, при выполнении своих обязанностей на БП, при обеспечении тех или иных мероприятий на корабле л\с испытывает физическую и психологическую нагрузку. Чем лучше конструктивно и технически обеспечены условия работы и отдыха л\с, тем меньше будет эта нагрузка. Следовательно, и действия л\с будут более уверенными, осмысленными и четкими, что обеспечивает эффективное выполнение поставленных задач.
Таким образом, создание комфортных условий для личного состава корабля повышает его боеспособность. Однако нужно помнить, что корабль проектируется и строится для решения боевых задач и должен в максимальной степени предназначаться для ведения боевых действий.
МОРЕХОДНОСТЬ - способность корабля безопасно плавать и эффективно применять оружие на взволнованной поверхности моря.
Мореходность обеспечивается прочностью корпуса, всхожестью на волну, незаливаемостью и брызгозащищенностью, умеренной качкой, стабилизацией оружия и приборов наведения с целью повышения точности стрельбы.
Поверхность моря редко бывает спокойной. Обычно кораблю приходится действовать в условиях волнения моря. Это вызывает дополнительные нагрузки на корпус корабля, на технические средства и л\с. Следовательно корабль должен иметь достаточную прочность и устойчивость для выполнения задач в условиях волнения моря. Мореходность оценивается волнением моря в баллах, при котором корабль может эффективно применять оружие.
Мореходность современных кораблей составляет 6 - 7 баллов.
Таким образом, для обеспечения эффективного выполнения своего боевого предназначения каждый корабль должен обладать комплексом боевых качеств: боеспособностью, живучестью, скрытностью, маневренностью, автономностью, обитаемостью, мореходностью. Наиболее важными из перечисленных боевых качеств являются боеспособность и живучесть.
Все остальные качества направлены на обеспечение боеспособности и живучести корабля. Но все боевые качества взаимосвязаны и при утрате любого из них снижается эффективность действия корабля в целом.
Наряду с боевыми качествами, большое значение для корабля имеет также обеспечение его мореходных качеств, которые характеризуют положение корабля относительно поверхности воды и его движение относительно этой поверхности.
- Prev
- Next >>