Боевые и мореходные качества корабля - СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОРПУСА КОРАБЛЯ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 24 July 2014
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОРПУСА КОРАБЛЯ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Понятие «корпус корабля» включает в себя основной корпус, надстройку и мачты.
Основной корпус является наиболее ответственной частью корпуса. Он представляет собой прочную водонепроницаемую оболочку обтекаемой формы с острыми носовыми обводами и несколько тупыми кормовыми. Внутри основного корпуса размещаются главная энергетическая установка, боеприпасы, средства защиты корабля, все его энергозапасы, продовольствие, наиболее важные системы и устройства, а также личный состав.
Конструктивно основной корпус корабля состоит из листов обшивки и подкрепляющего его набора. Обшивка выполняет роль водонепроницаемой оболочки. Набор представляет собой каркас из продольных и поперечных связей. Они прочно соединены между собой и с обшивкой и придают корпусу корабля необходимую форму, общую и местную прочность и жесткость.
Главными частями основного корпуса корабля являются: днище, борта, палубы, платформы, главные поперечные и продольные переборки и оконечности.
Днище обеспечивает герметичность корпуса снизу. У современных кораблей водоизмещением более 500т днище имеет второе дно, которое простирается от борта до борта примерно на 2/3 длины корабля под жизненно важными его частями. Назначение второго дна - предохранение внутренних помещений корабля от попадания в них воды при повреждении наружной обшивки днища. В междудонном пространстве располагаются топливные, масляные и водяные цистерны судового запаса. Днище - самая прочная и жесткая корпусная конструкция. На нем располагаются фундаменты под главные и крупные вспомогательные механизмы.
Борта обеспечивают герметичность корпуса с боков. Они простираются от района скулы до верхней палубы. Если смотреть с кормы в нос корабля, то слева будет левый борт, а справа - правый борт.
Палубами называются горизонтальные непроницаемые конструкции, разделяющий корпус корабля по высоте и расположенные по всей длине и ширине.
Палуб у кораблей может быть несколько. Крупные корабли (типа крейсеров) обычно имеют верхнюю, среднюю и нижнюю палубы. Корабли среднего водоизмещения (типа эскадренных миноносцев) обычно имеют не более двух палуб, которые называются верхней и нижней палубами. Небольшие корабли (типа сторожевых кораблей, тральщиков и т.п.) имеют только одну верхнюю палубу. Она герметизирует корпус сверху. Ее еще иногда называют палубой непотопляемости. Верхняя палуба корабля в продольном направлении имеет седловатость, которая улучшает его мореходность.
Носовая часть палубы называется баком, средняя - шкафутом, кормовая - ютом.
Палубы, идущие не по длине и ширине корабля, называются платформами. Они получаются, как правило, из-за наличия у корабля энергетических отсеков большой высоты и ширины. В результате непрерывность палуб нарушается, они образуют платформы - носовые, средние и кормовые. Небольшие корабли имеют обычно только платформы в носу и корме.
Главные поперечные и продольные переборки делят основной корпус корабля на водонепроницаемые отсеки и обеспечивают непотопляемость корабля.
На современных кораблях обычно ставят только поперечные переборки. Их количество колеблется от 5-7 у небольших кораблей до 18-20 у крупных кораблей. Главные поперечные переборки обязательно доводятся до верхней палубы (палубы непотопляемости). В случае получения кораблем пробоины они должны сдержать напор воды и не допустить ее попадание из аварийного отсека в смежные. Главные поперечные переборки, ограничивающие оконечности корабля, называются концевыми главными поперечными переборками (соответственно носовой и кормовой).
Оконечностями называются части основного корпуса, расположенные от главных концевых переборок в сторону штевней. У корабля бывает две оконечности - носовая и кормовая.
Штевни - это мощные фигурные балки, являющиеся в носу и корме корабля продолжением вертикального киля - самой мощной продольной связи днища. В носу располагается форштевень, в корме - ахтерштевень. Штевни соединяют между собой бортовые и днищевые листы наружной обшивки корпуса.
Шпангоут - это любое сечение корпуса корабля плоскостью, параллельной плоскости мидель-шпангоута. Расстояние между двумя смежными шпангоутами называют шпацией. У современных кораблей различают три вида шпации:
- теоретическую, равную расстоянию между соседними теоретическими шпангоутами (она равна 1/20 длины корабля);
- практическую, применяемую при разработке чертежей общего расположения; она используется для определения места расположения механизмов, помещений и т.п. и обычно принимается равной 0,5 м; марки практических шпангоутов наносятся на верхней палубе у борта;
- фактическую (конструктивную), равную расстоянию между соседними шпангоутами, выполненными в металле. У поперечной системы набора фактическая шпация составляет всего 50-90 см.
Палубными надстройками называются закрытые помещения, расположенные на верхней палубе. Носовая надстройка, идущая от борта до борта, называется полубаком, средняя - спардеком, а кормовая полуютом. Эти надстройки являются прочными. К надстройкам относятся также машинные и котельные кожухи и рубки. Они являются легкими, толщина листов у них меньше, чем у основного корпуса и прочных надстроек.
Рубками называются короткие надстройки, не доходящие по ширине до бортов. Обычно они именуются по своему назначению: ходовая рубка, боевая рубка.
На верхней палубе или палубе полубака устанавливаются мачты, грузовые стрелы, являющиеся рангоутом корабля.
Мачты представляют собой металлические конструкции, прочно соединенные с корпусом корабля. Они предназначены для размещения различных постов наблюдения, антенн, ходовых огней корабля и огней на стоянке, поднятия различных сигналов и флагов на корабле, поддержания грузовых стрел.
Наиболее широкое распространение в настоящее время на боевых кораблях получили стержневые (3-, 4-х и многоногие) и башенноподобные мачты.
Большие корабли имеют, как правило, две мачты: носовую (фок-мачта) и кормовую (грот-мачта).
Для подъема военно-морского флага на ходу корабля и гафельных огней в кормовой части мачты устанавливается наклонная конструкция - гафель.
На каждом проекте корабля расположение и наличие надстроек, мачт, и рубок различно. Отличаются также различные классы кораблей и по форме основного корпуса. Таким образом корабли различных классов имеют определенные конструктивные особенности.