Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Боевые и мореходные качества корабля - СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОРПУСА КОРАБЛЯ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОРПУСА КОРАБЛЯ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие «корпус корабля» включает в себя основной корпус, надс­тройку и мачты.

Основной корпус является наиболее ответственной частью корпуса. Он представляет собой прочную водонепроницаемую оболочку обтекаемой формы с острыми носовыми обводами и несколько тупыми кормовыми. Внутри основного корпуса размещаются главная энергетическая установка, боепри­пасы, средства защиты корабля, все его энергозапасы, продовольствие, наиболее важные системы и устройства, а также личный состав.

Конструктивно основной корпус корабля состоит из листов обшивки и подкрепляющего его набора. Обшивка выполняет роль водонепроницаемой оболочки. Набор представляет собой каркас из продольных и поперечных связей. Они прочно соединены между собой и с обшивкой и придают корпу­су корабля необходимую форму, общую и местную прочность и жесткость.

Главными частями основного корпуса корабля являются: днище, бор­та, палубы, платформы, главные поперечные и продольные переборки и оконечности.

Днище обеспечивает герметичность корпуса снизу. У современных ко­раблей водоизмещением более 500т днище имеет второе дно, которое прос­тирается от борта до борта примерно на 2/3 длины корабля под жизненно важными его частями. Назначение второго дна - предохранение внутренних помещений корабля от попадания в них воды при повреждении наружной об­шивки днища. В междудонном пространстве располагаются топливные, мас­ляные и водяные цистерны судового запаса. Днище - самая прочная и жесткая корпусная конструкция. На нем располагаются фундаменты под главные и крупные вспомогательные механизмы.

Борта обеспечивают герметичность корпуса с боков. Они простираются от района скулы до верхней палубы. Если смотреть с кормы в нос кораб­ля, то слева будет левый борт, а справа - правый борт.

Палубами называются горизонтальные непроницаемые конструкции, разделяющий корпус корабля по высоте и расположенные по всей длине и ширине.

Палуб у кораблей может быть несколько. Крупные корабли (типа крейсеров) обычно имеют верхнюю, среднюю и нижнюю палубы. Корабли среднего водоизмещения (типа эскадренных миноносцев) обычно имеют не более двух палуб, которые называются верхней и нижней палубами. Не­большие корабли (типа сторожевых кораблей, тральщиков и т.п.) имеют только одну верхнюю палубу. Она герметизирует корпус сверху. Ее еще иногда называют палубой непотопляемости. Верхняя палуба корабля в продольном направлении имеет седлова­тость, которая улучшает его мореходность.

Носовая часть палубы называется баком, средняя - шкафутом, кормо­вая - ютом.

Палубы, идущие не по длине и ширине корабля, называются платфор­мами. Они получаются, как правило, из-за наличия у корабля энергети­ческих отсеков большой высоты и ширины. В результате непрерывность па­луб нарушается, они образуют платформы - носовые, средние и кормовые. Небольшие корабли имеют обычно только платформы в носу и корме.

Главные поперечные и продольные переборки делят основной корпус корабля на водонепроницаемые отсеки и обеспечивают непотопляемость ко­рабля.

На современных кораблях обычно ставят только поперечные перебор­ки. Их количество колеблется от 5-7 у небольших кораблей до 18-20 у крупных кораблей. Главные поперечные переборки обязательно доводятся до верхней палубы (палубы непотопляемости). В случае получения кораб­лем пробоины они должны сдержать напор воды и не допустить ее попада­ние из аварийного отсека в смежные. Главные поперечные переборки, ог­раничивающие оконечности корабля, называются концевыми главными попе­речными переборками (соответственно носовой и кормовой).

Оконечностями называются части основного корпуса, расположенные от главных концевых переборок в сторону штевней. У корабля бывает две оконечности - носовая и кормовая.

Штевни - это мощные фигурные балки, являющиеся в носу и корме ко­рабля продолжением вертикального киля - самой мощной продольной связи днища. В носу располагается форштевень, в корме - ахтерштевень. Штевни соединяют между собой бортовые и днищевые листы наружной обшивки кор­пуса.

Шпангоут - это любое сечение корпуса корабля плоскостью, парал­лельной плоскости мидель-шпангоута. Расстояние между двумя смежными шпангоутами называют шпацией. У современных кораблей различают три ви­да шпации:

- теоретическую, равную расстоянию между соседними теоретическими шпангоутами (она равна 1/20 длины корабля);

- практическую, применяемую при разработке чертежей общего распо­ложения; она используется для определения места расположения механиз­мов, помещений и т.п. и обычно принимается равной 0,5 м; марки практи­ческих шпангоутов наносятся на верхней палубе у борта;

- фактическую (конструктивную), равную расстоянию между соседними шпангоутами, выполненными в металле. У поперечной системы набора фак­тическая шпация составляет всего 50-90 см.

Палубными надстройками называются закрытые помещения, расположен­ные на верхней палубе. Носовая надстройка, идущая от борта до борта, называется полубаком, средняя - спардеком, а кормовая полуютом. Эти надстройки являются прочными. К надстройкам относятся также машинные и котельные кожухи и рубки. Они являются легкими, толщина листов у них меньше, чем у основного корпуса и прочных надстроек.

Рубками называются короткие надстройки, не доходящие по ширине до бортов. Обычно они именуются по своему назначению: ходовая рубка, бое­вая рубка.

На верхней палубе или палубе полубака устанавливаются мачты, гру­зовые стрелы, являющиеся рангоутом корабля.

Мачты представляют собой металлические конструкции, прочно соеди­ненные с корпусом корабля. Они предназначены для размещения различных постов наблюдения, антенн, ходовых огней корабля и огней на стоянке, поднятия различных сигналов и флагов на корабле, поддержания грузовых стрел.

Наиболее широкое распространение в настоящее время на боевых ко­раблях получили стержневые (3-, 4-х и многоногие) и башенноподобные мачты.

Большие корабли имеют, как правило, две мачты: носовую (фок-мач­та) и кормовую (грот-мачта).

Для подъема военно-морского флага на ходу корабля и гафельных ог­ней в кормовой части мачты устанавливается наклонная конструкция - га­фель.

На каждом проекте корабля расположение и наличие надстроек, мачт, и рубок различно. Отличаются также различные классы кораблей и по фор­ме основного корпуса. Таким образом корабли различных классов имеют определенные конструктивные особенности.

You are here: Главная Лекции Флот Боевые и мореходные качества корабля