Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Флот Общекорабельные системы и корабельные устройства - НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Общекорабельные системы и корабельные устройства - НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ.

Корабельными устройствами называются комплексы механизмов, прис­пособлений и систем, предназначенные для обеспечения кораблю необходи­мых маневренных и эксплуатационных качеств.

К основным корабельным устройствам на надводных кораблях относят­ся: рулевое, якорное, швартовое, буксирное, катерное и шлюпочное, гру­зовое, успокоения бортовой качки, леерное, тентовое, устройство для приема и передачи топлива и грузов на ходу, а также спасательные средства.

У различных классов кораблей перечисленные устройства имеют раз­личную степень развития, а некоторые из них могут совсем отсутствовать.

Рулевое устройство предназначено для обеспечения управляемости корабля. Потеря кораблем управляемости может привести к серьезной ава­рии, а в боевых условиях - к гибели корабля. Поэтому рулевое устройс­тво является одним из важнейших устройств на корабле. Оно состоит из одного или нескольких рулей, рулевого привода, рулевой машины и систе­мы управления рулевой машины.

Руль является рабочей частью рулевого устройства, так как он не­посредственно воспринимает гидродинамическое давление и обеспечивает тем самым поворот корабля в нужном направлении. Предельный угол перек­ладки руля составляет не более 30-35 градусов, скорость перекладки достигает 2-3 градусов в секунду.

Рулевой привод обеспечивает передачу вращающего момента от руле­вой машины на руль. Рулевые приводы могут быть механическими и гидрав­лическими. На современных кораблях наиболее широкое применение получи­ли гидравлические приводы, отличающиеся плавностью действия и надеж­ностью в эксплуатации.

Неотъемлемой частью всякого рулевого привода является румпель, который устанавливается непосредственно на баллер руля и обеспечивает его поворот в нужную сторону. Он может иметь форму сектора, стержня или поперечины.

Рулевая машина соединена непосредственно с рулевым приводом и вы­рабатывает усилие, необходимое для перекладки руля. Обычно она уста­навливается в корме корабля в так называемом румпельном отделении. На­иболее широкое развитие получили электрические и электрогидравлические рулевые машины.

Система управления рулевой машиной соединяет штурвальную тумбу внешнего поста управления с рулевой машиной, находящейся в кормовой части корабля. Передача управляющих сигналов к рулевой машине может осуществляться механическим, электрическим и электрогидравлическим способами. Обычно на корабле три пульта управления рулем: основной пульт - на ГКП; запасной - на ЗКП и аварийное управление рулем - не­посредственно из румпельного отделения. В настоящее время большинство кораблей оборудованы системами автоматического управления, которые поз­воляют удерживать корабль на заданном курсе без вмешательства рулевого

Якорное устройство предназначено для постановки корабля на якорь, надежного удерживания его на месте и для съемки с якоря. Оно располо­жено в носовой части корабля и состоит из якоря якорных цепей и прис­пособления для отдачи, крепления и хранения якоря и якорных цепей.

Якоря обеспечивают прочную связь корабля с грунтом и создают удерживающую силу. Каждый корабль имеет обычно два якоря, которые хра­нятся в якорных клюзах. Например, на эскадренном миноносце имеются два якоря по 2250 кг.

Якорные цепи связывают якорь с кораблем. Они состоят из звеньев и изготавливаются отрезками, называемыми смычками. Длинна смычки 25-27 м. Вся цепь состоит из нескольких смычек и может достигать длины 200-300 метров. Необходимо иметь ввиду, что корабль будет надежно удерживаться на месте, если длина вытравленной якорной цепи будет составлять при­мерно три глубины места якорной стоянки. Например, если глубина 80 м, то длина вытравленной якорной цепи должна быть не менее 240 м. Якорные цепи хранятся в цепных ящиках. С кораблем якорная цепь соединяется с помощью специального устройства (жвака-галса), которое позволяет в случае экстренной надобности быстро отдать конец якорной цепи. Крепле­ние якорной цепи к корпусу при стоянке корабля на якоре и временное задержание ее при отдаче якоря производится с помощью различных типов стопоров. Подъем якоря при съемки корабля с якоря производится с по­мощью якорных шпилей. После съемки якорь втягивается в клюз и надежно закрепляется в нем походными стопорами.

Швартовное устройство предназначено для надежного удержания ко­рабля на месте при стоянке его у стенки, причала или у борта другого корабля. Оно размещается на верхней палубе по бортам и состоит из швартовых кнехтов, киповых планок, тросовых отводов, швартовых клюзов, швартовых шпилей и тросовых вьюшек.

Швартовые тросы (канаты) обеспечивают закрепление (швартовку) ко­рабля у места стоянки. В качестве швартовов у них применяются сталь­ные, пеньковые, капроновые и нейлоновые канаты (тросы).

Швартовые кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы с общей плитой (фундаментом), установленные на верхней палубе по бортам. Обычно на корабле устанавливаются 2-3 пары кнехтов.

Киповые планки, тросовые отводы и швартовные клюзы обеспечивают направление тросов к кнехту или шпилю и предохраняют их от перетирания об острые края корпусных деталей.

Швартовые шпили служат для выбирания швартовных тросов при подтя­гивания корабля к месту стоянки или для обтягивания швартовов. Обычно на баке устанавливается якорно-швартовный шпиль, а на юте - швартовный шпиль. Якорно-швартовный шпиль более мощный и имеет два барабана - цепной и швартовный, а у швартовного шпиля - один только швартовный барабан.

Тросовые вьюшки обеспечивают хранение швартовных тросов по-поход­ному.

Корабль может швартоваться к стенке или причалу бортом или кор­мой. В последнем случае швартование производится с отдачей якоря.

Буксирное устройство предназначено для буксировки кораблей, не имеющих возможности самостоятельного движения, и для буксировки данно­го корабля другими кораблями. Оно состоит из буксирных тросов (букси­ров), устройств для закрепления буксирного троса на корабле, буксирных клюзов, киповых планок на носу и корме. Буксировка корабля может про­изводится носом и кормой. На тихой воде возможна буксировка борт о борт. В этом случае для буксировки применяется швартовное устройство. В последнее время широко применяется буксировка за лапы якоря. При этом буксировочный трос огоном (петлей) надевается на лапы якоря, а якорная цепь потравливается смычки на две и берется на стопор. Может быть буксировка за два якоря.

Катерное и шлюпочное устройства предназначены для спуска, подъ­ема, хранения и закрепления катеров и шлюпок по-походному. Корабельные катера и шлюпки предназначены для обеспечения связи корабля с берегом и другими кораблями при стоянке на рейде, для спасательных целей, при производстве всевозможных работ, для обучения личного состава морской практике (шлюпки) и других целей. Спуск и подъем шлюпок обычно произ­водятся шлюпбалками, а катера спускаются и поднимаются грузовыми стре­лами.

Грузовое устройство предназначено для механизации всевозможных погрузочно-разгрузочных работ, таких, как прием и выгрузка боеприпа­сов, провизии, снабжения, спуск и подъем катеров и т.п. В качестве грузовых устройств на кораблях ВМФ наиболее широкое распространение нашли грузовые стрелы.

Леерное устройство обеспечивает защиту личного состава от случай­ного падения за борт. Оно состоит из стоек, поручней и ограждающих ле­еров - стальных тросов или прутков. На случай штормовой погоды вдоль верхней палубы и в других местах выставляться штормовые леера и поруч­ни для удобства передвижения личного состава.

Тентовое устройство устанавливается для защиты личного состава, находящегося на открытых участках палубы и надстроек, от солнца и ат­мосферных осадков. На военных кораблях тентовые устройства обычно съ­емные и устанавливаются при стоянке на якоре или швартовах.

Устройство для передачи и приема топлива и грузов на ходу обеспе­чивает пополнение запасов кораблей в море и увеличивает тем самым эф­фективность их боевого использования. Прием и передача грузов, топли­ва, а в отдельных случаях и личного состава производятся с помощью подвесных канатных дорог или вертолетов. При передаче топлива и грузов корабли могут следовать в кильватере (кильватерный способ) или нахо­диться в траверзе друг друга (траверзный способ). Скорость кораблей при приеме и передаче составляет 8-10 уз, волнение моря не должно пре­вышать 4 баллов.

Спасательные средства предназначены спасания личного состава ко­рабля. Количество и виды спасательных средств устанавливаются по нор­мам. Они делятся на коллективные (плоты, шлюпки, катера) и индивиду­альные (спасательные жилеты, круги, пояса, нагрудники, спасательные буи). Количество спасательных средств устанавливается по числу личного состава плюс 5% запасных.

 

 

Карьера военного

учебные материалы