Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Общекорабельные системы и корабельные устройства - СХЕМЫ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

 

 

СХЕМЫ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК.

Каждый корабль в зависимости от боевого назначения и характера выполняемых задач, возможностей размещения и многих других факторов оснащается определенным типом энергетической установки.

В общем случае тип современной КЭУ определяется родом используе­мых в ней главных двигателей (дизель, ГТД или паровая турбина), а так­же способом получения тепловой энергии для нагрева рабочего тела (сжи­гание органического топлива или использование энергии деления ядер изотопов урана). В зависимости от этого различают котлотурбинные, ядерные, газотурбинные, дизельные и комбинированные ЭУ.

Котлотурбинная энергетическая установка (КТЭУ).

Рассмотрим состав, тепловую схему и принцип действия котлотурбин­ной энергетической установки (КТЭУ).

Основными элементами КТЭУ являются:

- главная котельная установка, обеспечивающая паром паротурбинную установку и бытовые нужды личного состава на ходу корабля;

- паротурбинная установка, преобразующая тепловую энергию пара в механическую работу для вращения валопроводов с гребными винтами;

- главная конденсационная установка, которая служит для конденса­ции пара поступающего от главных турбин, вспомогательных турбомеханиз­мов и теплообменных аппаратов;

- валопроводы и гребные винты, создающие упор для обеспечения движения корабля;

- вспомогательные механизмы, трубопроводы и аппараты, обслуживаю­щие КТЭУ.

Главные котлы, турбины и конденсаторы с обслуживающими их меха­низмами и системами, в/проводы с гребными винтами объединены в две турбокотельные группы, каждая из которых размещена в своем машинно-ко­тельном отделении (МКО) и составляет машинно-котельную установку (МКУ).

В состав каждой турбокотельной группы входят: паротурбинная уста­новка (ПТУ), котельная установка (КУ), включающая в себя два главных паровых котла (ГПК) и обслуживающие их ВМ, системы и аппараты, в/про­вод с гребным винтом.

Тепловая схема КТУ представляет собой замкнутый процесс движения пара и конденсата. В КТУ рабочим телом является пар, полученный из во­ды, с определенными требованиями по чистоте.

От ГПК отбирается перегретый пар давлением до Pп = 65 кгс/см2 и температурой Tп = 470°C и насыщенный пар давлением Pп = 26 кгс/см2. Перегретый пар через быстрозапорный главный стопорный клапан парового котла поступает в главный и вспомогательный трубопроводы.

Пар, проходя через быстрозапорный клапан, по главному паропроводу поступает к органам управления и паровой турбине ПХ или маневровому устройству и от него к паровой турбине 3Х.

По вспомогательному трубопроводу перегретый пар поступает к части паровых турбин ВМ. Насыщенный пар от стопорного клапана насыщенного пара поступает по трубопроводу к механизмам, теплообменным аппаратам и системам (отопления, паротушения, свисток и сирена и т.д), работающим на насыщенном паре.

Процесс превращения потенциальной энергии пара в механическую ра­боту осуществляется в паровых турбинах и вспомогательных турбомеханиз­мах. Отработавший пар от паровых турбин поступает через автоматический клапан в деаэратор, на испарительную установку, уплотнение турбин и турбогенераторов, теплообменные аппараты.

Избыток отработавшего пара в трубопроводе сбрасывается в главный конденсатор, а недостаток восполняется из трубопровода насыщенного па­ра через автоматический клапан.

В главном конденсаторе отработавший пар омывает охлаждающие труб­ки, внутри которых прокачивается забортная вода, охлаждается и конден­сируется.

Конденсат из нижней части главного конденсатора откачивается кон­денсатным насосом и подается по трубопроводу в деаэратор. В деаэраторе конденсат подогревается и разбрызгивается, в результате чего из него выделяется воздух, содержащий кислород, что способствует уменьшению коррозии внутренних поверхностей котлов и т.п. Подогретый и деаэриро­ванный конденсат из деаэратора откачивается бустерным насосом, который повышает давление конденсата и подает его питательному насосу. Пита­тельный насос повышает давление конденсата до величины, превышающей давление пара в главном котле и по трубопроводу нагнетает его в паро­вой котел. В главном паровом котле конденсат (теперь котельная вода) испаряется за счет теплоты топлива, сжигаемого в топке котла, и прев­ращается в пар. Затем замкнутый круговой процесс давления пара и кон­денсата повторяется.

Поддержание необходимого уровня конденсата в главном конденсаторе и деаэраторе обеспечивается автоматически специальным регулятором уровня.

Пополнение утечек конденсата из системы через неплотности армату­ры, фланцевые соединения и т.п. осуществляется автоматически из урав­нительной цистерны в главный конденсатор. В уравнительную цистерну ко­тельная вода подается из запасных цистерн, расход воды в которых по­полняется испарительными установками.

Первое судно с котло-турбинной ЭУ под названием «Турбиния» было построено Ч.Парсонсом в 1897г. На ходовых испытаниях оно показало фан­тастическую для того времени скорость 32,8 узла. С этого времени в военном флоте Англии, а затем и других стран, началось постепенное вытеснение котломашинных установок более совер­шенными котлотурбинными.

Достоинствами КТЭУ являются: наибольшая агрегатная мощность среди установок, работающих на органическом топливе, достаточно высокая на­дежность установки, большой технический ресурс, сопоставимый со сроком службы корабля, возможность использования низкосортного топлива.

Основными недостатками являются: большие масса и габариты, слож­ная система водоподготовки, сложность управления установкой, длитель­ное время ввода в действие.

 

You are here: Главная Лекции Флот Общекорабельные системы и корабельные устройства