Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Общекорабельные системы и корабельные устройства

 

Общекорабельные системы и корабельные устройства

 

Боевая и повседневная деятельность обуславливает необходимость оборудование кораблей различными техническими средствами, при помощи которых могли бы эффективно решаться следующие задачи:

1. Борьба за непотопляемость корабля путем удаления воды из за­топленных отсеков, а также приемом и перекачиванием жидкого балласта для спрямления поврежденного корабля.

2. Борьба с пожарами на корабле.

3. Противоатомная защита корабля от радиоактивного заражения.

4. Поддержание необходимых параметров воздушной среды для улучше­ния обитаемости жилых и служебных помещений, а также для создания не­обходимых условий хранения боезапаса и пищевых продуктов на корабле.

5. Обеспечение подачи пресной и забортной воды в различные поме­щения для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд л\с.

6. Удаление с корабля трюмной воды, различных нечистот и грязной воды.

Все эти задачи на корабле решаются при помощи корабельных систем.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВЫХ И ПОВСЕДНЕВНЫХ ОБЩЕКОРАБЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.

Корабельными системами называется совокупность специализированных трубопроводов, механизмов, аппаратов и приборов, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению боевой и повседневной деятельности корабля, бытовых и хозяйственных нужд л/с.

На современных кораблях корабельные системы представляют собой автоматизированные комплексы с ДУ и централизованной системой контро­ля.

По назначению и характеру выполняемых задач все системы корабля делятся следующим образом:

- общекорабельные системы(ОКС), обеспечивающие деятельность корабля в целом;

- специальные системы, обеспечивающие работу отдельных механизмов и устройств, ЭУ или оружия.

Все ОКС по назначению и характеру выполняемых задач делятся на следующие:

- трюмные;

- балластные;

- противопожарные;

- защиты от ОВ, РВ и БС;

- бытового водоснабжения;

- отопления, хозяйственного пароснабжения и пропаривания;

- сточно-фановые;

- вентиляции и кондицианирования воздуха;

- холодильную.

По роду использования все корабельные системы делятся на две группы :

- боевые;

- повседневные.

К числу боевых систем, которые обеспечивают боевую деятельность корабля, относятся: трюмные, балластные, противопожарные, защиты от ОВ, РВ и БС.

К повседневным относятся: системы бытового водоснабжения, отопле­ния, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания, венти­ляции и кондиционирования, а также холодильные системы.

В зависимости от типа перемещаемой среды трубопроводы делятся на водопроводы, воздухопроводы, газопроводы, паропроводы.

 

 

В группу трюмных систем входят водоотливная, осушительная и пере­пускная системы. Эти системы играют большую роль в обеспечении непо­топляемости корабля.

Водоотливная система предназначена для удаления из корабельных помещений большого количества воды, поступившей в корпус при его пов­реждении или в результате тушения пожара водой. Эта система состоит из водоотливных средств (насосов и эжекторов), приемных и водоотливных трубопроводов с арматурой, системы управления и приборов контроля. Производительность водоотливных средств 50-350 м3/ч, при напоре 7-8 м.вод.ст.

Осушительная система предназначена для периодического удаления небольшого количества воды, скапливающейся в выгородках из-за мелких течей, отпотевания корпуса и т.п. В качестве осушительных средств обычно используются водоструйные эжекторы и электронасосы. Их произво­дительность составляет 5-50 м3/ч. На малых кораблях осушительная сис­тема обычно совмещается с водоотливной.

Перепускная система обеспечивает перепуск и спуск воды из помеще­ний, не имеющих осушительных или водоотливных средств, в соседние и нижерасположенные помещения, имеющие средства осушения или водоотлива.

Балластные системы служат для перемещения водяного балласта или топлива в целях изменения осадки, дифферента и крена корабля. В группу балластных систем входят: балластная, дифферентная и креновая системы. Эти системы играют важную роль в обеспечении непотопляемости корабля, обеспечивая его спрямление. На кораблях малого и среднего водоизмеще­ния нет возможности устраивать специальные балластные, креновые и диф­ферентные цистерны. Их роль выполняют топливные цистерны, которые обо­рудуются системами затопления, осушения и перекачки топлива. В некото­рых случаях предусматривается искусственное затопление каких-либо вто­ростепенных помещений и кладовых в носу или корме для устранения диф­ферента.

 

You are here: Главная Лекции Флот Общекорабельные системы и корабельные устройства